ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫЕ - Страница 4

Эти должности объединялись в пентады – группы церковных должностей одинакового ранга. В первую пентаду традиционно входили великий эконом, великий сакелларий, великий скевофилакс, хартофилакс и сакеллий; к ним примыкала шестая по списку должность протэкдика. При патриаршей канцелярии имелись также многочисленные профессионально-технические церковные должности (церковных нотариев и др.). Должности чиновников патриархии обладали определённой динамикой: некоторые со временем превращались в почётные титулы, другие исчезали или не замещались в течение длительного срока (например, должности дидаскалов в поздневизантийский период). В силу тесного взаимодействия церковной и государственной властей в Византии многие церковные должности включались в тактиконы – государственные табели о рангах. В «Тактиконе Бенешевича» (между 934 и 944 гг.) первые четыре должности выглядят следующим образом: автократор, василевс, папа Римский, патриарх Константинопольский; на 16-м месте значится архиепископ Болгарии. Очень высокие ранги (выше патрикиев и стратигов) занимают синкеллы Римского, Константинопольского и других патриарших престолов, которые выполняли функции представителей патриархов при императорском дворе. Митрополиты, автокефальные архиепископы и епископы присутствуют во всех тактиконах и занимают места вслед за фемными стратигами. Ниже располагается эконом Великой церкви (храма Святой Софии – кафедрального собора Константинопольской патриархии). В самом конце «Тактикона Успенского» (около 843 г.) среди государственных должностей упоминаются царские пресвитеры, священники и диаконы. В Византии зародилось и получило широкое распространение совмещение церковных должностей. Многие чиновники при Константинопольском патриархе были одновременно клириками Великой церкви. Некоторые лица совмещали две управленческие должности. Канонист Алексий Аристин одновременно был диаконом, номофилаксом и великим экономом, Феодор IV Вальсамон (впоследствии Антиохийский патриарх) – диаконом, номофилаксом и хартофилаксом. Дальнейшее развитие в этот период монашества привело к появлению новых монастырских церковных должностей: эконома, священников и диаконов монастырских церквей и др. Номенклатура и статус должностей варьировались в разных монастырях в зависимости от воли их ктиторов, выраженной в монастырском уставе. Занять церковные должности в Византии, как и в раннехристианский период, формально мог любой свободный человек (раб предварительно должен был быть освобождён своим господином), обладающий достаточными знаниями (установленных критериев уровня образования не было); для занятия некоторых должностей необходимо было вначале стать священно- или церковнослужителем. Происхождение кандидата не играло роли: церковные каноны прямо запрещали передачу церковных должностей по наследству. Замещение должностей осуществлялось путём избрания или назначения, причём выборы постепенно стали совершаться узким кругом лиц (например, избрание епископов и патриархов). Материальное вознаграждение лиц, занимающих церковные должности, первоначально состояло из добровольных пожертвований верующих.

 



 
PR-CY.ru