ДУХОВНЫЕ СТИХИ - Страница 4

Фонозаписи, выполненные фольклористами, частично опубликованы, частично хранятся в рукописных архивах и фонотеках, например, в Фонограмм-архиве Отдела народно-поэтического творчества Института русского языка и литературы РАН, в архивах Московской, Санкт-Петербургской, Новосибирской консерваторий и др. В среде христиан РПЦ с конца XVIII в. до настоящего времени большее распространение получили так называемые новые стихи (канты, псальмы). В жанровом отношении духовные стихи и покаянные стихи настолько многообразны, что исследователя трудно обозначить границы этого явления. Существует несколько их разновидностей, стилистически близких к эпическим или лирическим фольклорным жанрам – былинам, балладам, историческим и лирическим песням, в том числе поздним, а также жестоким романсам. В содержании духовных стихов нашли отражение несколько эпох и различных социумов, однако христианская тема в лирике и эпосе духовных стихов и покаянных стихов объединяет стилистические особенности этого вида книжной и народной певческой поэзии. Исследователи почти всегда могут указать книжный источник стиха, а также тематические заимствования из других стихов при их слиянии и преобразовании. Тексты духовных стихов и покаянных стихов основываются на ветхозаветных (в том числе на текстах Псалтири) и евангельских сюжетах, византийской переводной и древнерусской гимнографии (святителей Андрея Критского, Кирилла, епископа Туровского), Минеи и Триоди, Житиях, церковных поучениях и апокрифах, Посланиях апостолов (апостола Павла – «Стих о любви»: «...Любы долготерпит, милосердствует…»), песнопениях чина погребения и т.д. Также было отмечено влияние иконографии на содержание духовных стихов. В народно-поэтической интерпретации эти сюжеты предстают как монологи-плачи, нравоучительные диалоги, в них вводятся морализующие мотивы. Наиболее распространены сюжеты духовных стихов о Егории Храбром, о Страшном Суде, о блудном сыне, о Михаиле Архангеле, о грешной душе, о расставании души с телом, о плаче Адама, об Иосифе Прекрасном, о сне Богородицы, о богатом и о Лазаре, о нищей братии, о святых: Борисе и Глебе, Алексии, человеке Божием, Димитрии Солунском, Феодоре Тироне; чрезвычайно распространён в рукописной традиции XV–XX вв. стих о пустыне (Песнь Иоасафа о пустыне), покаянные, духовные и эпико-лирические стихи о св. Параскеве Пятнице, об Александре Невском, о мучениках Михаиле и Феодоре Черниговских, о святителе Алексии, митрополите Киевском. Цикл покаянных стихов пополнялся за счёт исторических сюжетов (два стиха о Борисе и Глебе: «Зря корабля напрасно приставаема», «Возописта со слезами»), тем общественного звучания («О злое дело ненависть и неправда», «Придете внидем в царствующии град Москву», «Вторыи Иеросалим явися царство Московское», «Воспомянух житие свое клироское», атрибутируемый иноку Григорию), просительных стихов («Сего ради нищ есмь»), стихов с элементами любовной лирики («Хитроглаголиво слово» из канона Кирилла Туровского), покаянно-лирических стихов с элементами народной песенности в тексте и напеве («Егда родихся, не вем», «Кыи плач изнесеши», «Откуду начну плакати», «Преидох лета моя» и др.).

 



 
PR-CY.ru