ДУХОВНЫЕ СТИХИ

ДУХОВНЫЕ СТИХИ – в русской народной культуре совокупность музыкально-поэтических текстов, объединённых христианской тематикой. Традиционно духовными стихами называют «стихи», а их печатные или рукописные собрания – «стиховники» или «стихарники» (в старообрядческой среде). Термин «духовные стихи» был введён собирателем Виктором Гавриловичем Варенцовым в 1860 г. В первой половине XIX в. духовные стихи не отделялись собирателями от былин и назывались «старины», сказители – крестьяне и нищие странники («калики перехожие») – также не делали принципиальных различий между произведениями духовного и светского содержания, поскольку все они создавались и воспринимались носителями православного сознания. Во многих сборниках народных песен духовные стихи опубликованы без специальной дефиниции. Они имеют двойную природу – книжную и фольклорную и две формы фиксации – письменную и устную. Эти особенности определяют их словесную и музыкальную структуру, а также способы их функционирования. Являясь посредниками между книжной христианской и устной народной культурами, духовные стихи наряду с народными прозаическими текстами религиозного содержания (легендами, преданиями, устными апокрифами) служат своеобразным учебником народной этики и источником христианского знания, «народной Библией». Наибольшее распространение духовные стихи получили в России, но также бытуют в других православных славянских странах – в Белоруссии, на Украине, в Сербии и Болгарии. К духовным стихам примыкают псальмы и канты, пришедшие в Россию с Запада в XVII–XVIII вв. Близкими к духовным стихам по тематике являются польские piesni religijne (религиозные песни), украинские и польские колядки. Первая публикация духовных стихов была осуществлена в Москве в 1848 г. Петром Васильевичем Киреевским в сборнике «Русские народные песни. Часть 1: Русские народные стихи». По свидетельству составителя, в это собрание были включены записи, сделанные Николаем Михайловичем Языковым, Александром Сергеевичем Пушкиным, Николаем Васильевичем Гоголем и др. Материалы из архива П.В. Киреевского впоследствии легли в основу наиболее полного собрания русских духовных стихов – «Калеки перехожие», подготовленного к печати Петром Алексеевичем Бессоновым, а его предисловие к шестому выпуску положило начало научным исследованиям духовных стихов. Во второй половине XIX – начале XX вв. основным предметом филологических исследований духовных стихов была их текстология. Так, учёный-компаративист академик Александр Николаевич Веселовский на основе многолетнего сравнительно-исторического исследования сюжетов, мотивов, персонажей, ключевых концептов духовных стихов и других фольклорных и литературных жанров выпустил серию статей под общим названием «Разыскания в области русских духовных стихов», опубликованных в сборниках Отделения русского языка и словесности Российской академии наук (1881–1889 гг.), которые до сих пор являются основой для изучения духовных стихов. Наиболее важной считается его работа, посвящённая почитанию великомученика Георгия и древнему мотиву змееборчества в духовных стихах и других жанрах. Эта тема привлекала внимание многих исследователей.

 



 
PR-CY.ru