ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 7

В 1951 г. эмигрант-евангелист С. Сорокин, которого «свободники» приняли за вернувшегося П. Ястребова (погибшего в 1942 г. в советском концлагере сына П.П. Веригина), создал христианскую общину и братство реформированных «свободников», которые в отличие от «коренных свободников» постепенно начали отказываться от радикальных взглядов и методов борьбы. Ситуация в этой группе духоборов существенно изменилась к 1980 гг. Часть «свободников» купили землю, исправно платят налоги, небольшая группа, отказавшись от покупки, платит налоги, и только единицы продолжают держаться убеждения, что земля – Божья, и не платят налогов. В конце XX – начале XXI вв. «свободники» стали принимать участие в молитвенных собраниях Союза ДОХ. Русский язык в их среде сохранился лучше, чем у «общинников» и «независимых», т.к. большинство «свободников» не ходили в английские школы. «Свободники» и их потомки компактно проживают в Новом Посёлке в Крестове близ Каслгара, в поселении Гилпин близ Гранд-Форкса. Отношения между тремя группами канадских духоборов сложные, но, несмотря на периоды острых конфликтов, они сохраняют общие традиции и религиозные представления, имеют родственные связи. За время пребывания в Канаде духоборы неоднократно предпринимали попытки вернуться в Россию. Переговоры о возвращении велись с царским правительством в 1904–1906 гг., с Временным правительством в 1917 г., с советским правительством в 1920 гг. В 1920 гг. на Украину, в Мелитопольский уезд, переселилась группа «независимых» духоборов, но в конце десятилетия они вернулись в Канаду, т.к. не получили освобождения от воинской повинности и права иметь своих учителей. Переговоры «свободников» с советским правительством о переселении велись в 1950 гг. также безрезультатно. В начале 1990 гг. представители Союза ДОХ ездили осматривать земли на Алтае, но камнем преткновения вновь стал вопрос о воинской повинности. В начале XXI в. вопрос о возвращении духоборов на родину не ставился. Истоки духоборческого учения исследователи ищут в немецком анабаптизме и в протестантских учениях, с конца XVI в. распространившихся в Речи Посполитой. В литературе XIX–XX вв. было принято судить о сути духоборческого учения, в первую очередь, на основании «Записки, поданной духоборцами Екатеринославской губернии в 1791 г. губернатору Каховскому». Однако «Записка...» составлена человеком, разделявшим масонские взгляды, и, несмотря на ряд совпадений с учением духоборов, содержит, скорее, учение русских франк-масонов, чем духоборов. Духоборческое учение изложено в «псалмах», составлявшихся руководителями секты на протяжении её существования и в совокупности представляющих «Животную книгу». «Псалмы» имели двойной смысл: тайный – для посвящённых и явный – для непосвящённых. Отсутствие надёжных источников делает для исследователей практически невозможным в полном объёме и абсолютно достоверно реконструировать учение духоборов, тем более что в середине XVIII в. в нём, как полагают исследователи, произошли существенные изменения. Духоборы были последователями учения о «внутренней» церкви и поклонении Богу «духом и истиной», отвергали «внешнюю» церковь с атрибутами её богослужения: таинствами, иконами, крестами, мощами святых, крестным знамением.

 



 
PR-CY.ru