ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 5

В начале XXI в. в Гореловке и ещё двух прежде духоборческих селениях, ныне почти полностью заселённых армянами, проживает около 350 духоборов. По воскресеньям и праздникам в Сиротском доме бывают моления, на которых обычно присутствуют несколько пожилых женщин. Духоборы, уехавшие в 1898–1899 гг. в Канаду, получили от государства земли в провинции Саскачеван, каждому мужчине с 18 лет был предоставлен надел в 160 акров. Также они получили освобождение от воинской повинности. Уезжая в Канаду, духоборы собирались построить там Царство Божье на земле, но в первые же годы у них возник конфликт с канадскими властями, т.к. сектанты отказывались записывать на себя отведённую им в собственность землю, регистрировать браки, рождения и смерти, считая это вмешательством государства в свои дела. В 1902 г. приехавший в Канаду из ссылки П.В. Веригин уговорил духоборов зарегистрировать собственность на землю и подавать государственным органам сведения о браках, рождениях и смертях. Он занялся созданием ХОВБ, уделяя большое внимание материальной стороне: у духоборов появился породистый скот, современная техника, свои перерабатывающие предприятия. Необходимые для быта вещи, одежду ХОВБ закупала оптом и распределяла между членами, также распределялись продукты. Часть мужчин ходили на заработки, отдавая полученные деньги общине. Канадские власти потребовали, чтобы духоборы, считавшиеся гражданами России, приняли канадское подданство. В 1907 г. государство забрало у ХОВБ большую часть земли, предоставленной при переселении. В следующем году ХОВБ купила земли в провинции Британская Колумбия, где община занималась, главным образом, садоводством и переработкой фруктов. В Британской Колумбии по распоряжению П.В. Веригина, получившего в Канаде прозвище Господний, начали строить коммунальные дома с общей столовой и спальнями для каждой семьи. Меньшая часть членов общины осталась в Саскачеване, где вела зерновое хозяйство. Членов ХОВБ духоборы называли «общинниками». Хотя в ХОВБ органы управления были выборными, но все основные экономические и духовные вопросы П.В. Веригин решал единолично, обычно посылая письма с «советами» или беседуя на собраниях с «общинниками». После его смерти при взрыве в вагоне поезда место вождя среди канадских духоборов занял П.П. Веригин, ещё в России получивший прозвище Чистяков. П.П. Веригин отличался несдержанным характером и небезупречным поведением, но большинство «общинников» считали, что таким образом он скрывает свою «святость», чтобы «иуды» не распяли его, как Иисуса, или не взорвали, как его отца. В 1938 г. в счёт долга кредиторы забрали у ХОВБ имущество, в том числе землю, которую духоборы позже вновь выкупили. После смерти П.П. Веригина руководителем секты стал его внук Иван Иванович Веригин (род. в 1921 г.). В 1940 г. вместо ХОВБ был создан Союз духовных общин Христа (Союз ДОХ), в задачи которого входило сохранение религиозных и культурных традиций духоборчества, в том числе русского языка. Союз имеет центры, где по воскресеньям и праздникам бывают молитвенные собрания, проводятся благотворительные акции. Члены Союза участвуют в мирных конференциях и различных антивоенных акциях.

 



 
PR-CY.ru