ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 4

Первоначально местом поселения был избран остров Кипр, куда в 1898 г. прибыла первая партия духоборов. Климат острова был признан непригодным для жизни, и через год духоборы переселились в Канаду, в 1899 г. туда прибыли ещё три партии. Всего из России выехало 7,5 тыс. «постников». Большую материальную и организационную помощь при переселении оказали Л.Н. Толстой, его последователи в России и разных странах, а также квакеры. В Закавказье и в Карсской области остались представители «малой» и «средней» партий. События 1890 гг. очень ослабили секту. Духоборы «малой партии» стояли на старой религиозной платформе, духоборы «средней партии» пытались увязать новое и старое. Вождём «средней партии» был оставшийся в России сын П.В. Веригина Пётр Петрович Веригин (1881–1939 гг.), но большинство духоборов не оказывало ему тех почестей, какие полагалось оказывать вождю. В 1918 г. по его инициативе состоялось вторичное уничтожение оружия. В 1921 г. Карсская область по мирному договору Советской России с Турцией отошла к Турции. Карсские и ахалкалакские духоборы обратились к советскому правительству с просьбой переселить их на юг России. Им выделили земли в Сальском округе Донской области, где в 1922–1924 гг. под руководством П.П. Веригина они основали сёла-общины и начали строить сектантский коммунизм. Небольшая часть закавказских духоборов поселились в Мелитопольском округе. В 1927 г. П.П. Веригин по приглашению канадских духоборов уехал в Канаду. С началом коллективизации сектантские коммуны были разгромлены, сальские, мелитопольские и закавказские духоборы подверглись репрессиям как кулаки и сектанты, многие были сосланы в Казахстан, на север Сибири. Борьба Советского государства с религией, обязательное школьное обучение, смена поколений привели к секуляризации сознания духоборов в России. Они быстро утрачивали остатки религиозных знаний, продолжая держаться за обряд. Основной контингент участников молений составляли пожилые женщины, которые начинали ходить на молитвенные собрания и заучивать «псалмы» после выхода на пенсию. Сиротский дом восстановили, и с конца 1970 гг. он опять стал местом поклонения всех духоборов, но подавляющее большинство сектантов содержание своей веры сводили к неприятию православной церкви, её священнослужителей и обрядности. В 1989 г. в Богдановском районе Грузинской ССР (бывший Ахалкалакский уезд, ныне Ниноцминдский район) оставалось 3,5 тыс. духоборов в пяти сёлах. Из-за роста национализма в Грузии и угрозы разрастания карабахского кризиса более 2 тыс. духоборов в 1989–1991 гг. уехали в Россию, большая их часть поселились в Чернском районе Тульской области. В 1992 г. в селе Гореловка, сохранившем статус духоборческого центра, была создана общественная организация «Община русских духоборцев». В 1998 г. уехавшую из Гореловки группу духоборов поселили в Клетнянском районе Брянской области. У тульских и брянских духоборов молитвенные собрания бывают очень редко, но обряд моления совершается на похоронах и поминках. В Целинском районе Ростовской области многие духоборческие селения опустели в 1980 гг.

 



 
PR-CY.ru