ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 13

Одним из ярких конфессиональных маркеров являлась богато украшенная вышивкой духоборческая мужская и женская одежда с элементами южнорусского, однодворческого, казачьего и немецкого костюмов. Одежде сектантов был присущ религиозный символизм. Так, каждый элемент женской шапочки, которую духоборки носили в Закавказье, имел символическое значение: чёрный плисовый ободок внизу напоминал о мрачном времени гонений на секту, золотой позумент над ободком – эпоху Александра I и жизнь на Молочных Водах, ленты по бокам – дорогу на Кавказ и т.д. В Канаде вскоре после переселения духоборы отказались от своего костюма. Женщины стали носить широкие юбки с передником, кофту и платок. После войны этот женский костюм перешёл в разряд ритуального и воспринимался духоборами и окружающим населением как духоборческий. В этом виде и статусе он бытует и в настоящее время. Мужчины в Канаде стали носить обычные брюки, рубашки и пиджаки. У «независимых», имевших более тесные контакты с канадским населением, этот процесс начался раньше и шёл быстрее. Особый костюм до конца 1930 гг. имели «свободники». Отказавшись от ношения кожи, они перешли на самодельные туфли, вязанные из верёвки, с подошвой из резины. Их одежда отличалась особой простотой, изготовлялась из льняной и хлопчатобумажной тканей. В 1907–1908 гг. они пытались создать костюм, одинаковый для женщин и мужчин, который бы скрывал пол: это была длинная широкая рубаха на кокетке, но этот костюм не вошёл в обиход. Традиционный этнический фольклор существовал среди духоборов полулегально и, не будучи запрещённым, осуждался «старичками». Он представлен огромным количеством лирических песен, которые раньше пели тайно от «старичков»; среди них много украинских и казачьих, в Канаде сохранилась песня на мордовском языке. Однако даже среди этого фольклорного жанра существуют песни, которые истолковываются в русле истории духоборов, реже – в аспекте вероучения. В среде духоборов, не признававших Россию своим отечеством и временами отказывавшихся её защищать, бытовали солдатские и военно-исторические песни о подвигах русских военачальников в борьбе с Наполеоном, Шамилем, о сражении в Порт-Артуре. В Канаде духоборы стали идентифицировать себя с русскими, заявляя, что они «русские духоборцы». У них появились ранее неизвестные им старинные русские и новые советские песни, также сочинённые духоборческими поэтами песни о России; мужчины на молитвенные собрания приходили в стилизованных под русские рубашках-косоворотках, которые духоборы прежде никогда не носили.



 
PR-CY.ru