ДУХОБОРЫ, духоборцы - Страница 11

Некоторые «стишки» и «псалмы» настолько близки, что отличить их можно только по наличию или отсутствию заключительной фразы: «Богу нашему слава». «Стишки» дополняют «псалмы» и ориентируют духоборов на определённые нравственные ценности. По мнению исследователей, отдельные «стишки», так же как и «псалмы», имеют двойной смысл и требуют толкования. Так, «стишок» «Раю, ты мой раю» – это часть духовного стиха «Плач Адама». Однако духоборы не признают первородный грех, и в данном случае Адам – это образ человеческого греха вообще, а не библейский праотец. Третью категорию духоборческих конфессиональных текстов составляют заговоры, апокрифические легенды и пророчества вождей, бытующие и до сего дня. Пользоваться заговорами, которые у духоборов называются молитвами, в секте не считается греховным. Христианский элемент в заговорах духоборов звучит намного слабее, чем в заговорах, бытующих среди православных: редко в каких духоборческих заговорах призываются святые, перед заговором духоборы не читают молитвы. Некоторые заговоры вошли в число «псалмов». Создавая легенды о своих вождях, духоборы вводили в них элементы чудесного. Так, когда родился П.В. Веригин, по небу прокатилась яркая звезда, а когда умерла Л. Калмыкова, зимой грянул гром, и сверкала молния, и т.д. В преданиях духоборов их вожди обличали императрицу Екатерину II, беседовали с императором Александром I и папой Римским, давали советы великому князю Михаилу Александровичу, после 1917 г. удивляли своей мудростью Владимира Ильича Ленина. Пророчества вождей, которые «припоминаются» «старичками» в связи с различными ситуациями, определяют поведение и действия сектантов. Для духоборов характерно желание опереться на авторитет вождей-«Христов» и руководствоваться их пророчествами при решении жизненных проблем. Другим фактором, регулирующим поведение членов секты, является система запретов, изложенная в конфессиональных текстах духоборов. Некоторые запреты указаны в «псалмах», например, пищевые (на свинину, сомину и раков) или запрет на посещение «бесовских покликушек», т.е. мест увеселения. На бытовом уровне регулирующую роль играют апокрифы и легенды, содержащие морально-нравственные установки и бытовые рекомендации, например, в какой день недели что можно или нельзя делать, что лучше делать на растущей, полной или убывающей луне и т.п. Духоборы считали подлинным только устное слово, о чём неоднократно говорится в их «псалмах». Устная форма передачи учения была санкционирована вождями духоборов. Однако устную традицию духоборческой культуры нельзя абсолютизировать, т.к. грамотные духоборы в XVIII–XIX вв. уже имели записи «псалмов». В культовой практике духоборов религиозные тексты функционируют только в устной форме. Тексты большинства «псалмов» велики по объёму, в них много церковнославянизмов, и это делает их трудными для запоминания. На молитвенных собраниях считается за правило поправлять читающего «псалом», если что-то сказано неверно, и тем самым как бы постоянно производить выверку этих важнейших для духоборов конфессиональных текстов. Ранние записи «псалмов» были сделаны в 1770 и 1790 гг. В 1899–1900 гг. «псалмы» были собраны и записаны Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем (1873–1955 гг.).

 



 
PR-CY.ru