DEVOTIO MODERNA

DEVOTIO MODERNA (лат. – новое благочестие) – мистико-религиозное и религиозно-просветительское движение, зародившееся в конце XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Северной Европе. Учение Devotio moderna было изложено в сочинении Фомы Кемпийского (ум. в 1471 г.) «О подражании Христу» («Imitatio Christi»): истинно духовной жизнью является подражание Христу и следование раннехристианским идеалам. Согласно учению, каждый искренний христианин сможет достичь созерцания с видением Бога, размышляя о человечестве Христа и практикуя различные духовные упражнения (познание себя, смирение и покаяние; сохранение полной покорности Богу; осознание могущества Бога, познание Божьих благодеяний посредством любви). Важное место занимали размышления о Страстях Христовых. Согласно учению, важнейшей задачей христианина является обретение внутреннего мира, которое достигается самоотречением, воспитанием в себе «горения» и «безмолвия». Сторонники учения призывали духовенство к более строгой жизни и критиковали преобладание внешних форм благочестия. Организационно движение состояло из двух связанных структур: полусветских общин братьев и сестёр общинной жизни и монастырей августинских уставных каноников Виндесхеймской конгрегации (см. Братья общинной жизни). История движения восходит к деятельности Геерта Грооте. В 1374 г. он передал свой дом в Девентере (Северные Нидерланды) благочестивым женщинам, желавшим посвятить жизнь Богу. Под влиянием его проповеди о подражании Христу и о возрождении раннехристианской общины некоторые горожане в Нидерландах и Вестфалии стали объединяться в небольшие группы, пытаясь претворить эти идеи в жизнь. Первая община братьев общинной жизни возникла в доме викария церкви св. Лебвина в Девентере магистра Флориенса Радевиенса (около 1350 – 1400 гг.). Членам общин запрещалось просить милостыню и вести нищенский образ жизни, братья и сёстры общинной жизни должны были обязательно работать, таким образом, отвергалась практика нищенствующих Орденов. Герард Зерболт (около 1367 – 1398 гг.), клирик, затем священник в общине Ф. Радевиенса, в трактате «Super modo vivendi devotorum hominum simul commorantium» («Об образе жизни совместно живущих благочестивых людей») свёл практику современного ему благочестия к раннехристианской общине. Суммируя высказывания стоиков, Платона, апостола Павла, Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного, Г. Зерболт делал вывод, что общая собственность является естественным и идеальным состоянием человеческого общества. Также Г. Зерболт обосновал право мирян читать Священное Писание на родном языке. В 1401 г. Утрехтский епископ выдал официальное разрешение на существование общин братьев и сестёр общинной жизни и на чтение Евангелия на национальном языке. Помимо забот о домах сестёр братья общинной жизни осуществляли духовное руководство школьниками, устраивали для них общежития. Выработанный эмпирическим путём метод бесед наставников с учениками, совместного чтения Священного Писания и обсуждения прочитанного соответствовал принципу сочетания образования с христианской нравственностью.

 



 
PR-CY.ru