ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 10

Тертуллиан называет это «свидетельством души» (testimonium animae): когда человеческая душа отрешается от ложных предрассудков и приходит в себя от опьянения страстями, она обращается к некой высшей силе в таких простых словах, как «Бог велик», «Бог благ», «если Бог даст», «если Бог захочет» и др. По его мнению, эти слова ясно указывают, что существует (esse) Тот, власть и волю Которого признаёт наша душа. Минуций Феликс в связи с этим говорит о «всеобщем согласии» людей (consensus omnium) относительно существования Бога. Проспер Аквитанский связывает такое непосредственное внутреннее знание Бога со всеобщей благодатью (gratia generalis, dona generalia), которую Бог даровал всем людям без исключения, чтобы они могли найти и почитать Его. Кроме того, Августин и Боэций связывают такое интуитивное знание бытия Божия с природным стремлением к благу и блаженству, запечатлённым в душе каждого человека (impressa notio beatitatis); поскольку истинное Благо и Блаженство суть Сам Бог, все люди, интуитивно стремясь к благу и блаженству, стремятся к Богу, хотя и не все из них осознают это, а значит, каким-то образом знают то, к чему они стремятся. К непосредственным доказательствам бытия Божия относится также личный духовный опыт богообщения, имевшийся у всех христианских святых. По мнению Илария Пиктавийского, «о Боге следует говорить только то, что Он Сам сказал о Себе нашему сознанию» (ipse ad intelligentiam nostram de se locutus est). Однако из-за глубоко личного, индивидуального характера такого опыта его нельзя рассматривать в качестве основания или элемента доказательства бытия Божия, целью которых является убедить в существовании Бога множество неверующих или сомневающихся. Главным источником доказательства бытия Божия, основанного на авторитете, для христианских богословов является Священное Писание, или Божественное Откровение, которое Сам Бог даровал всем ищущим Его: «То, что существует Бог, несомненно для принимающих Священное Писания Ветхого и Нового Завета». Помимо Священного Писания в качестве авторитетов иногда рассматриваются античные философы, такие как Платон, Аристотель, Зенон, Хрисипп, Клеанф и др. Однако доказательства бытия Божия, основанные на том или ином авторитете, убедительны не для всех людей, но лишь для признающих этот авторитет. Поэтому св. отцы для убеждения неверующих и сомневающихся прибегали к доказательствам, основанным на разумных доводах. Все доказательства бытия Божия, основанные на умозаключениях, строятся на предположении, что от тех или иных свойств тварного мира можно прийти к заключению о существовании Бога как их Первопричины. Исторически сформировалось несколько типов таких доказательств бытия Божия. I. Доказательства бытия Божия, исходящие из необходимости производящей причины. В доказательствах этого типа рассуждение ведётся по следующей схеме: всё сущее или сотворено, или не сотворено. Если оно сотворено, то оно изменчиво, поскольку то, что началось с изменения, как таковое подлежит изменчивости. Если же сущее не сотворено, то оно должно быть неизменным. Однако наш опыт свидетельствует, что всё сущее изменчиво тем или иным видом изменения. Значит, оно сотворено. А если сущее сотворено, значит, у него есть Творец, Который Сам должен быть несотворённым, иначе пришлось бы уходить в бесконечность.



 
PR-CY.ru