ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 4

В античной философии необходимость философских доказательств бытия Божия была обусловлена как самой природой философии, требующей по роду своей деятельности обсуждения вопросов, затрагивающих область религии, так и кризисом религиозного миросозерцания Античности, отсутствием точно сформулированных положений о боге в античной религии и мифологии, господством так называемого поэтического богословия, изображавшего богов в недостойном виде. В своём высшем выражении в философии Платона и Аристотеля учения о Боге и доказательствах существования Бога, тесно связанные с философской проблематикой, составляли предмет «первой философии», или «теологии», которая должна была освободить древнегреческую религию от ложных антропоморфных представлений о богах и прийти на смену внутренне противоречивой и гибнущей античной мифологии. В эллинистический период развития античной философии неоплатоники были противниками христианства, а их доказательства бытия Божия представляли собой попытку философской реставрации языческих богов и языческой теологии (Плотин, Прокл и др.). В христианскую эпоху отношения между философией, религией и религиозной верой приобретают другой характер: параллельное существование раннехристианской философии и богословия отцов церкви, затем средневековых философии и теологии и их взаимосвязь, наконец, недвусмысленное разделение предмета философии и теоретического богословия в Новое время означают, что философия, за редкими исключениями (в западноевропейской и русской религиозной философии), не притязает на исключительное понимание Бога и не стремится занять место богословия, а выступает по отношению к нему, по словам Мартина Хайдеггера, в качестве «онтологического корректива». Доказательства бытия Божия в философии имеют самостоятельное значение, они нужны, прежде всего, самой философии и обусловлены её внутренними задачами; конечная цель философских доказательств существования Бога заключается в том, чтобы, доказывая бытие Бога, показать необходимость и обоснованность того онтологического, космологического, телеологического или нравственного принципа бытия, который был выбран для этого доказательства. Этот круг есть незыблемая основа философии – науки, которая по своей автономности и стремлению к беспредпосылочным началам отличается от богословия, непосредственно связанного с верой и религиозным опытом жизни в церкви. Для богословских доказательств, которые отличаются от философских тем, что первые опираются не на одно естественное богопознание, а на непогрешимость сверхъестественного откровения, богодухновенный авторитет Священного Писания и церковное Предание, использование тех или иных разработанных уже в античной философии доказательств было обусловлено их совместимостью с христианством и предполагало их переосмысление в духе христианства, что и придавало этим доказательствам, несмотря на внешнее сходство с философскими, другой смысл. Апологетическое и миссионерское значение таких доказательств неоспоримо. Однако и богословские доказательства всегда соответствовали сложившемуся уровню понимания теоретических проблем и сообразовывались с историческими условиями.

 



 
PR-CY.ru