ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 2

В истории европейской философии вопрос о бытии Бога в качестве теоретической проблемы впервые был поставлен и обсуждался в древнегреческой философии; уже Платоном были разработаны основные подходы к пониманию этой проблемы и продуманы философско-богословские аргументы, оказавшие влияние на всю последующую историю построения доказательств существования Бога. Его ученик, Аристотель, не только развил метафизические аргументы, но подробно исследовал и сформулировал логическую теорию доказательства, вместе с которой доказательства бытия Божия получили возможность логического обоснования и стали претендовать на всеобщий и обязательный характер. Это не помешало сомневавшимся в уместности и достоверности рациональных доказательств или в их недостаточности искать другой путь в обосновании существования Бога, – опирающийся на парадоксы, отрицание закона противоречия и других законов логики. К этой традиции, несмотря на все различия, порой принципиальные, исследователи относят не только рассуждения Тертуллиана, которому приписывают знаменитое высказывание «credo quia absurdum» («верую, потому что нелепо»; ср.: «Сын Божий умер – вполне верим этому, потому что это нелепо; и погребённый воскрес – это верно, потому что это невозможно»), а также некоторые идеи «Ареопагитик», но и философские парадоксы-доказательства Сёрена Кьеркегора или мысли Николая Александровича Бердяева, который писал: «Не добро, а зло доказывает бытие Бога. Если бы мир был бы в добре, то мир был бы Богом», диалектическую теологию Карла Барта, в рамках которой утверждается, что «Бог – это неведомый Бог», невозможная возможность. Типология доказательств существования Бога в сложившемся уже к началу Средних веков виде включала три основных и наиболее распространённых доказательства – космологическое, телеологическое (или физико-теологическое) и онтологическое, в рамках которых существовали отличающиеся друг от друга многочисленные версии. К трём классическим доказательствам добавляется психологическое, восходящее к Платону и опирающееся на учение о душе (сторонниками этого пути в христианском богословии были Минуций Феликс, Тертуллиан и Августин Блаженный; в философии – Рене Декарт и Иммануил Кант). В XIII в. Фома Аквинский, отрицая убедительность онтологического доказательства, сформулировал в “Сумме теологии” «пять путей» доказательства существования Бога, которые в явной или неявной форме содержались в традиционных космологических и телеологических доказательствах и повторяли их принцип построения. В XVIII в. в философии И. Канта, который подверг критике все предшествующие доказательства, формулируются моральные аргументы, с необходимостью требующие признания Бога и тем самым положившие основание нравственного доказательства. На рубеже XIX и XX вв. появляются новые доказательства: этнологическое, или историческое (использующее известный ещё с древности аргумент, что в истории не существовало народов или племён, у которых не было бы представлений о Боге или богах; подобные представления характерны для Платона, Цицерона, Сенеки), аксиологическое, или ценностное (рассматривающее мир с точки зрения ценностей – разрабатывалось Максом Шелером и др.), а также ряд специальных научных доказательств (связанных с отдельными науками: физикой, биологией и др.).

 



 
PR-CY.ru