ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ - Страница 8

Для Дионисия Картузианца любая человеческая деятельность, в том числе и познание, лишь тогда является верной, когда в своей упорядоченности следует порядку бытия, говоря его словами, «способ деятельности порождается способом бытия» («modus agendi parificatur modo essendi»). На этом основании Дионисий Картузианец (вслед за Иоанном Дунсом Скотом и другими авторами) отвергал томистское учение о том, что разуму при каждом акте познания необходимо обращаться к особым чувственным представлениям («фантазмам»), поскольку из этого учения следует, что отделённая от тела душа, будучи лишена чувств, не сможет осуществлять присущую ей познавательную деятельность. В отличие от Фомы Аквинского, Дионисий Картузианец полагал, что человеческое познание должно выходить за пределы этого мира и устремляться к духовному созерцанию горнего мира, которое он традиционно называл «познание отделённых субстанций». Дионисий Картузианец считал подобное познание естественным для человека и утверждал, что его удалось достичь лучшим из философов. В результате такого созерцания невидимых сущностей разум человека предуготовляется к более ясному постижению «первой сущности» – Бога. Вместе с тем Дионисий Картузианец отказывался рассматривать стремление к единству с Богом как естественное для человека: по его учению, естественные способности человека могут стремиться лишь к богопознанию в общем виде, конкретное же стремление к единству с Богом есть дар божественной благодати, доступной лишь через веру во Христа. Согласно Дионисию Картузианцу, все свойства Божьи суть следствия чистого акта бытия Божия. Любое свойство, относящееся к совершенству, сказывается о Боге и творении аналогически (Дионисий Картузианец критиковал учение об унивокальном сказывании бытия, разработанное Дунсом Скотом, согласно которому бытие предицируется Богу и творению в одном и том же смысле, без всякого сущностного различия), основанием этой аналогии может быть как само творение, так и Бог. Второе имеет место тогда, когда речь идёт о таких аналогических свойствах, «иметь которые лучше, чем не иметь», называемых также «имена совершенств» («perfectionalia nomina»),  – благости, истине, жизни, мудрости, могуществе. Они изначально принадлежат Богу, а не творению. В связи с этим Дионисий Картузианец предложил двоякую трактовку традиционного для Средневековья вопроса о трансценденталиях. Рассматривая трансценденталии в логическом плане, Дионисий Картузианец в целом следовал учению Фомы Аквинского и утверждал, что бытие и прочие трансценденталии, «воспринимаемые как логические абстракции, не являются собственным свойством Бога, но аналогически предицируются Ему и творению». Согласно Дионисию Картузианцу, трансценденталии есть первые и наиболее общие понятия разума, которые приложимы ко всем десяти категориям Аристотеля. Они являются обратимыми «в вещи» (in re), но различаются и упорядочиваются человеческим разумом. По мысли Дионисия Картузианца, бытие (esse) – то, что «первое попадает в разум» при любом познании, единое (unum) добавляет к бытию понятие неделимости, истинное (verum) добавляет отношение к познающему разуму, благое (bonum) – понятие желаемости и отношение к целевой причине.

 



 
PR-CY.ru