ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ - Страница 6

Позднее Дионисий Картузианец подготовил два свода тезисных извлечений ключевых положений из этого обширного произведения, которые исследователи считают наиболее адекватно выражающими его взгляды на важные вопросы философии и теологии: «Elementatio philosophica» («Первоосновы философии») и «Elementario theologica» («Первоосновы теологии»). По форме эти сочинения подражают трактату «Первоосновы теологии» Прокла, в тексте «Первооснов философии» Дионисий Картузианец также неоднократно цитирует философские положения Прокла. Дионисий Картузианец составил также комментарии на «Утешение философией» Боэция и на «Лествицу» Иоанна Лествичника. К комментариям примыкают другие сочинения Дионисия Картузианца, в которых он дал своеобразный «пересказ» основных идей того или иного автора. Наиболее важным в этой группе признаётся трактат «Summa fidei orthodoxae» («Сумма православной веры»), в нём Дионисий Картузианец предлагает краткое изложение содержания «Суммы теологии» Фомы Аквинского. Значительное место в его наследии занимают проповеди, посвящённые различным церковным праздникам и библейским чтениям. Общий корпус его проповедей был разделён издателями на две части: «Sermones de tempore» и «Sermones de sanctis», при этом были смешаны два отдельных сочинения Дионисия Картузианца: «Проповеди для мирян», состоящие из двух частей и записанные по просьбе одного из почитателей Дионисия Картузианца, и «Проповеди для духовенства», обращённые им к братии Ордена картузианцев или других монашеских общин. Соединённые в сборники проповеди принадлежат к разным периодам жизни Дионисия Картузианца и отличаются большим стилистическим разнообразием. Прочие сочинения Дионисия Картузианца традиционно объединяются под общим заглавием «Малые сочинения» («Opera minora»). Всего алфавитный список этой группы насчитывает 94 названия. Наиболее значимыми из них признаются: «О свете христианского созерцания» («De lumine christianae theoriae»), «О природе вечного и истинного Бога» («De natura aeterni et veri Dei»), «О дарах Святого Духа» («De donis Spirituis Sancti»), «О похвале и достоинстве Марии» («De praeconio et dignitate Mariae»), «Об авторитете высшего понтифика и вселенского Собора» («De auctoritatis Summi Pontificis et generalis concilii»), «Сумма о добродетелях и пороках» («Summa de vitiis et virtutibus»), «О чистоте и счастье души» («De puritate et felicitate animae»), «О созерцании» («De contemplatione») – главное сочинение Дионисия Картузианца из посвящённых мистическому богословию, содержит подробное изложение взглядов писателей, которых Дионисий Картузианец считает своими предшественниками в учении о созерцании, а также изложение его личной позиции и решение ряда затруднительных вопросов (главным образом, о способе мистического единения с Божеством и роли разума и воли в приближении к Богу), «О размышлении» («De meditatione») – последнее сочинение Дионисия Картузианца, создано в 1469 г., является своеобразным итогом его мистико-аскетических размышлений и завещанием продолжателям. От Дионисия Картузианца сохранилось также небольшое число писем («Epistolae»), наибольший интерес представляют первые три, в которых он обращается к европейским князьям, повествует о своих мистических видениях, бывших в 1441–1443 гг., призывает князей прекратить взаимные раздоры и побуждает к очередному совместному Крестовому походу против турок.

 



 
PR-CY.ru