ДИОНИСИЙ КАРТУЗИАНЕЦ - Страница 4

Тем не менее, исследователи обращают внимание на то, что практически всё прочитанное Дионисием Картузианцем в той или иной форме находило отражение в его произведениях, совокупность которых охватывает необычайно широкий круг предметов духовной и светской науки. По свидетельству Дионисия Картузианца, его первым сочинением был небольшой трактат мистико-аскетического характера, адресованный кому-то из его духовных наставников и озаглавленный «Contra detestabilem cordis inordinationem in Dei laudibus horisque canonicis» («Против отвратительной беспорядочности сердца при воcсылании хвалы Богу в часы молитвы», до 1430 г.), в котором Дионисий Картузианец предложил различные методики концентрации внимания и избавления от рассеянности при молитве, главной из которых он считал сосредоточение на произносимом или слышимом тексте, направленное на возвышение ума от буквального значения к духовному содержанию молитвенных слов. Наиболее важными в творчестве Дионисия Картузианца были исследование и изъяснение Священного Писания – он занимался этим в течение всей монашеской жизни. Написал комментарий на все без исключения книги Ветхого и Нового Заветов, начав с Псалтири (1434 г.) и закончив Книгой пророка Варуха (1457 г.). Важность экзегетических исследований для него видна уже из объёма его толкований – в «Opera omnia» работы, посвящённые толкованию Священного Писания, занимают 14 томов из 42. Комментируя библейскую книгу, Дионисий Картузианец обычно подбирал наиболее известные и значимые толкования предшествовавших ему церковных писателей, не стремясь высказывать оригинальные идеи и прочтения. Дионисия Картузианца больше всего интересовало нравственно-аскетическое содержание Священного Писания, поэтому его комментарии едва ли могут рассматриваться как внёсшие значительный вклад в научную или богословскую экзегетику, однако они признаются исследователями примером внимательного истолкования Священного Писания, всецело подчинённого традиции и нацеленного не на обсуждение богословских тонкостей, а на указание христианской душе наиболее доступного пути спасения. К экзегетическим произведениям Дионисия Картузианца тесно примыкают сочинения особого жанра – подборки цитат из различных книг Священного Писания, подчинённых какой-либо одной идее или теме, где к цитате иногда добавляется его краткий комментарий. Наиболее известное из сохранившихся сочинений Дионисия Картузианца подобного жанра – «Monopanton» («Одно из всех»), в котором он попытался подобрать цитаты из различных Посланий апостола Павла таким образом, чтобы в результате получилось одно общее «Послание», содержащее все основные идеи богословия апостола. Данная подборка заслужила высокую оценку современников Дионисия Картузианца, которые указывали на необычайное искусство составителя в расположении материала, позволившее тексту выглядеть цельно, и впоследствии неоднократно переиздавалась. Среди прочих экзегетических сочинений Дионисия Картузианца исследователи выделяют трактаты «Ennaratio in 7 psalmos paenitentialis» («Толкование на 7 покаянных псалмов»); «De causa diversitatis eventuum humanorum» («О причине различия человеческих обстоятельств»), небольшой трактат, посвящённый объяснению трудных для понимания мест из Книги Иова, и др.

 



 
PR-CY.ru