ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ - Страница 3

В наиболее полном виде теория двух мечей представлена в булле папы Бонифация VIII «Unam sanctam». Изданная 18 ноября 1302 г. в период полемики с французским королём Филиппом IV Красивым (1285–1314 гг.) булла посвящена догмату о папском превосходстве как во внутрицерковных делах, так и во взаимоотношениях папства со светскими государями, основанном на следующих принципах: во власти католической церкви есть «два меча» – «духовный» и «светский». Оба «меча» принадлежат церкви: «духовный меч» она держит рукой духовенства, а «светский» для неё и под её контролем держит рука светского властителя. Эти «мечи» не равнозначны – светская власть подчинена духовной, превосходящей её по своему величию, поэтому духовная власть вправе учреждать, назначать, направлять и судить любых представителей светской власти, если последние собьются с праведного пути. Нижестоящая духовная власть подсудна только вышестоящей духовной власти, а высшая духовная (папская) власть подсудна только Богу. Наконец, хотя духовная власть предоставлена людям и осуществляется людьми, но по природе она является не земной, а небесной, а потому всякий, кто противится ей, противится божественному установлению: «...Каждому человеку ради своего спасения необходимо подчиниться власти Римского понтифика» («subesse Romano Pontifici omni humanae creaturae... omnino esse de necessitate salutis»). Согласно Бонифацию VIII, подсудность светской власти церковной основывалась на особом попечительстве церкви о соблюдении норм христианской морали, а потому церковная юрисдикция охватывает все связанные с этими нормами дела. В 1306 г. буллой «Meruit» папа Климент V (1305–1314 гг.) под давлением французского короля Филиппа IV был вынужден признать, что булла «Unam sanctam» не накладывает на светского государя каких-либо дополнительных ограничений. Отдельные положения теории двух мечей нашли отражение также в средневековых источниках светского характера (например, в «Швабском зерцале», 1270 гг.). С середины XII в. и особенно в XIV в. в Европе стали появляться трактаты о правлении, где проблема теоретического верховенства светской или церковной власти отступила на второй план или получила иное обоснование. Так, епископ Иоанн Солсберийский в «Policraticus» («Книге государственного деятеля», 1159 г.) выдвинул в качестве основного политического вопроса не превосходство одной власти над другой, а необходимость свержения светских тиранов, которые нарушают законы Господа и угнетают католическую церковь. В XIV в. теория двух мечей подверглась критике со стороны ряда авторитетных мыслителей, поднявших новые проблемы взаимоотношения церкви и государства. Марсилий Падуанский в труде «Defensor pacis» («Защитник мира», 1324 г.) выступил с критикой теории двух мечей и обосновал принцип народного согласия как основы светского и церковного правления. В XIV–XV вв. теория двух мечей стала реже использоваться в политических и правовых дискуссиях и постепенно утратила своё значение.



 
PR-CY.ru