ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ - Страница 2

К учению «о двух властях» обращались в своей аргументации и сторонники императора. Так, например, нотариус имперской канцелярии Готшальк из Ахена в полемических посланиях 1076 и 1082 гг., ссылаясь на доктрину папы Геласия I и исходя из текста Евангелия от Луки, трактовал «два меча» – светскую и церковную власти как potestates distinctae (самостоятельные власти). Говоря о существовании на земле по воле Божьей двух высших (или равновысоких) властей, Готшальк, таким образом, оспорил тезис о принципиальном подчинении одной высшей власти (царства, империи – imperium или regnum) другой (священству, т.е. папству – sacerdotium). Толкование о светской и церковной властях как potestates distinctae не казалось современникам натянутым, т.к. метафора меча, также и в парной формуле «gladius spiritualis et gladius materialis» («меч духовный и меч светский»), употреблялась в различных значениях, в том числе для обозначения природы внутрицерковной власти карать и принуждать. Бернард Клервоский и его ученики изменили интерпретацию Лк. 22:38, связав её с Мф. 26:51–52: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсёк ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Ими был сделан вывод о прямом указании Христа апостолу Петру владеть обоими мечами. Следовательно, папа как преемник апостола Петра также владеет «двумя мечами»: «духовным мечом» он владеет напрямую, а «светским» при посредстве светских князей. Однако в его власти вернуть себе этот «меч», поскольку сказано: «...возврати меч твой», а не «брось меч твой». Подчинённое значение «светского меча» выводилось из Послания апостола Павла к Римлянам: «...нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены... начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:1–4). На преимущественную важность «меча духовного», находящегося во власти католической церкви, указывали слова из Евангелия от Матфея: «И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19). В XII – начале XIV вв. теория двух мечей являлась одним из наиболее популярных доводов в пользу превосходства папства над империей. Папы Николай II (1059–1061 гг.), Лев IX (1049–1054 гг.) и Бонифаций VIII (1294–1303 гг.) ссылались на неё, чтобы утвердить за собой высшую власть как в духовной, так и в светской сфере.

 



 
PR-CY.ru