ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ

ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ – средневековая политико-теологическая доктрина католической церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти (папская теократия). Основные положения теории двух мечей сформулированы в период борьбы папства и империи за инвеституру (XI–XII вв.). В основе теории двух мечей лежало аллегорическое истолкование Евангелия от Луки, беседы Иисуса Христа с апостолами на Тайной вечере: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк. 22:36–38). Теория двух мечей опиралась на учение папы Римского Геласия I (492–496 гг.) «о двух властях» – священной власти духовенства и мирской власти государей. В период акакианской схизмы (484–519 гг.) папа Геласий I в послании к византийскому императору Анастасию I (491–518 гг.) охарактеризовал власть церкви (лат. auctoritas sacra pontificum) и власть империи (regalis potestas), которые правят миром в обоюдной взаимосвязи, при этом священники имеют больший вес, поскольку на Страшном Суде они должны будут держать ответ и за королей, в то время как за правителями признаётся высшее достоинство (dignitas) среди людей. В VIII в. вопроса о взаимоотношении власти церкви и власти империи коснулись в посланиях папы Григорий III (731–741 гг.) и Адриан I (772–795 гг.). На Соборе в Париже 829 г. о равновесии властей говорилось в связи с отношениями королевской власти и епископата во Франкском королевстве; отстаивалась более широкая церковная автономия (libertas episcopalis). Во второй половине IX в. тексты, содержащие геласианское учение «о двух властях», были включены в Лжеисидоровы декреталии, которые впоследствии использовались для обоснования независимости папы от светских государей, а также папских притязаний на верховную светскую власть. В XI–XII вв. во время борьбы империи и папства за инвеституру теория «о двух властях» получила дальнейшее развитие. Она нашла отражение в составленном в окружении папы Римского Григория VII (1073–1085 гг.) наброске программы преобразований католической церкви «Dictatus papae» («Диктат папы» (букв. – установления, тезисы, слова папы), 1075 г.). В лаконичной и почти безапелляционной форме документ утверждал исключительность Римской церкви и положение в ней папы. Согласно «Dictatus papae», только Римская церковь была основана Самим Господом, наиболее важные дела других церквей должны представляться на рассмотрение папе, и тот, кто апеллирует к нему, не может быть судим кем-либо ещё; никто не может судить папу; только Римский епископ может называться вселенским (universalis); ни один Собор не может быть созван без папской санкции; только папа может низлагать епископов, не дожидаясь решения Собора; папа вправе низлагать императоров и обладает исключительным правом использования имперских инсигний, его ступню должны целовать все государи мира; папа может освободить подданных от присяги лицу, впавшему в грех.

 



 
PR-CY.ru