ДИЛЬТЕЙ Вильгельм - Страница 8

Религия (или, как предпочитал говорить Вильгельм Дильтей, религиозность) становится лишь формой индивидуального переживания, реализующегося в системе объективаций социальной и культурной жизни. Философское постижение религии трансформируется в феноменологию религии, исследующую плюрализм форм выражения религиозных переживаний и исторически относительный характер этих форм. Основные черты феноменологии религии Вильгельм Дильтей развивал в полемике с Э. Гуссерлем, который считал возможным выделение общезначимой «идеи религии», отличаемой от совокупности «исторических религий» как априорный принцип от фактической данности. Вильгельм Дильтей также признавал, что для феноменологического исследования религии требуется установление специфических характеристик «религиозного переживания», отличающих его от «спиритизма», «наркотического транса» и прочих подобных состояний. С философской точки зрения не всё, что в истории называется религией, есть религия. Но экспликация понятия «религия» может осуществляться лишь на материале исторического, социологического и психологического изучения религий. Таким образом, возникает круг в образовании понятий, который Вильгельм Дильтей под названием «герменевтический круг» зафиксировал в методологии гуманитарного знания. Чтобы задать ориентиры гуманитарному исследованию, необходимо философское определение основных понятий. Но сама процедура определения начинается не с «чистого листа», а с предварительных содержательных допущений относительно исследуемого феномена, опирающихся на результат исторического анализа. Поэтому философский подход к религии через фиксирование чистой структуры религиозного переживания даёт лишь схематическую «абстракцию религии», а не понимание религии как формы жизни. В противоположность априорному определению религии феноменология религии Вильгельма Дильтея ставит задачу постижения взаимосвязи религиозной жизни, т.е. отношения религиозного переживания к исторически сложившимся формам церковных институтов и организаций, к общественным нравам и традициям, к особенностям культа и религиозной рефлексии.



 
PR-CY.ru