ДИЛЬТЕЙ Вильгельм - Страница 7

В рамках этих общностей создаются нормы, регулирующие деятельность, направляя её на эффективное выполнение соответствующих функций. Кроме того, в понятии «комплекс воздействий» полагаются основы определения сущности исторического развития. «Критика исторического разума», т.е. исследование принципов и границ исторического познания, завершается у Вильгельма Дильтея разработкой понятия «комплексы воздействий», используемого в историческом исследовании, начиная от автобиографического повествования до постижения универсальных исторических взаимосвязей. Поскольку понимание культурно-исторических объективаций и комплексов воздействий составляет, по Вильгельму Дильтею, определяющий аспект знания в «науках о духе», постольку в их методологии центральную роль приобретает герменевтика. В качестве самостоятельной дисциплины она делает своей основной темой правила и условия процедур истолкования или интерпретации, осуществляемых «науками о духе» в целях достижения «развитых форм понимания». В строгом смысле слова она является не наукой, а теорией эвристических правил, так же как и логика, поскольку занимается правилами и предпосылками научных исследований в области «наук о духе». В сферу компетенции герменевтики входит разработка принципов научной интерпретации как индивидуальной исторической жизни (например, в биографических исследованиях), так и социокультурных взаимосвязей, складывающихся в историческом развитии (герменевтика социальных организаций). В обоих случаях речь идёт не об объяснении исторических феноменов путём установления законов, а о понимании их объективированного смысла. Исследования Вильгельма Дильтея по философии религии посвящены анализу «религиозного переживания», лежащего в основе формулировки религиозных догматов, формирования ритуалов и церковных организаций. В этом анализе Вильгельм Дильтей следовал Ф. Шлейермахеру и его интерпретации религии как чувства зависимости от «абсолютного». Вместе с тем он признавал исторические итоги процесса секуляризации культуры и утверждал, что христианская религиозность, даже существующая в форме субъективного чувства, не может претендовать на главенствующее положение в мирской культуре. Следовательно, согласно Вильгельму Дильтею, точка зрения христианской религии не может служить основанием ни этического, ни эстетического, ни политического идеала. Такие формы жизни и познания, как мораль, искусство, наука, политика, утвердили свою мирскую автономию и развиваются на собственных принципах, независимых от религиозных установлений.

 



 
PR-CY.ru