ДИЛЬТЕЙ Вильгельм - Страница 6

Связь переживания и выражения Вильгельм Дильтей представлял теперь как неразрывную, т.е. как то «первично данное», с чего начинается всякий жизненно-практический опыт вообще. Переживание существует лишь постольку, поскольку оно находит выражение. Чтобы вообще стать переживанием, т.е. элементом жизненного опыта, оно должно быть оформлено посредством культурных смыслов или так называемых значений. Значение создаётся отношением выделенной части к целому жизненного процесса и поэтому формирует отдельное переживание всегда уже в поле интерсубъективных выражений, в поле «общности». Понимание также определяется не как отдельный вид познания, существующий наряду с познанием теоретическим, а как существенный аспект самой жизни. Базисом понимания является коммуникативная общность. Этот «основополагающий опыт общности» и составляет необходимую предпосылку понимания. «Всё понятое несёт на себе как бы печать знакомого из такой общности… Мы повсюду у себя дома в общественном и историческом мире, мы понимаем смысл и значение всего, мы вплетены в эти общности». Прежде всякой науки человек в практическом опыте формирует умение правильно интерпретировать жизнепроявления других, т.е. использовать общие правила коммуникации в интересах её бесконфликтного осуществления. Из тезиса о реальности субъективного как совокупности культурных выражений вытекают весьма важные следствия для теории гуманитарных наук. Сознание существует как культурный феномен. Для обозначения этого типа реальности, присущей духовным образованиям, Вильгельм Дильтей ввёл в поздних работах понятие «объективации» жизни. Именно они и являются «всеобъемлющей данностью» «наук о духе». Понятие объективаций выражает существенное определение человеческого мира, состоящее в том, что в них кристаллизуется то общее, что объединяет индивидов в совместной коммуникации и обеспечивает дальнейшее функционирование таковой. Объективации жизни представляют собой совокупность «организованных порядков» разнообразных типов общности. К таким порядкам относятся язык, искусство и литература, наука, а также институциональные структуры общества и государства, равно как и системы культуры, такие как право, воспитание, религия. Для обозначения совокупности этих порядков Вильгельм Дильтей использовал гегелевский термин «объективный дух». Но если для Гегеля формы объективного духа – самостоятельные субъекты, тотальности, существующие наряду с индивидами и независимо от них, то для Вильгельма Дильтея – это лишь организованные формы общности индивидов. Для определения объективного духа, отграничивающего способ истолкования этого понятия и от реализма, приписывающего организованным объективациям человеческой деятельности независимое от людей самостоятельное существование, и от номинализма, сводящего их к сумме индивидуальных действий, он ввёл понятие «комплекс воздействий» (Wirkungszusammenhang), являющееся «основным понятием наук о духе». Такие понятия, как «хозяйство, право, философия, искусство, религия, обозначают комплекс воздействий различных лиц, объединённых в совместную деятельность». С их помощью осуществляется структурирование социальной жизни, позволяющее путём выявления конкретных взаимодействий фиксировать общности целей, которые ставят индивиды, и интересов, которые они защищают.

 



 
PR-CY.ru