ДИАЛОГИ ИИСУСА ХРИСТА НЕКАНОНИЧЕСКИЕ - Страница 6

«Евангелие от Марии»  – первый текст в коптской рукописи, сохранились его отрывки на греческом языке (оба, как полагают исследователи, III в.). Однако между коптской и греческой версиями есть существенные различия, которые не позволяют исследователям говорить о приоритете одной из них. Начальная часть коптского текста утеряна, а в середине оставшегося – лакуна объёмом четыре листа. В настоящее время сочинение начинается с диалога Воскресшего Христа с апостолом Петром о грехе мира. После пространного ответа Спаситель даёт поручение ученикам проповедовать Евангелие и исчезает. Ученики впадают в уныние и недоумевают: как они пойдут к язычникам и будут проповедовать Евангелие Царства Сына Человеческого? Их утешает Мария Магдалина. Вторая половина текста представляет собой рассказ Марии Магдалины в ответ на просьбу апостола Петра поведать ученикам те слова Спасителя, которые были открыты только ей. Выслушав проповедь, апостолы Андрей и Пётр заявляют, что не верят, что учение Марии открыто ей Самим Спасителем (аналогичный мотив встречается в «Пистис София» и в «Евангелии от Фомы»). Мария рыдает, но на её защиту встаёт Левий. После этого ученики расходятся для проповеди Евангелия. «Книги Иеу» (или «Книги великого таинственного Логоса») сохранились на коптском языке (саидский диалект) в кодексе Брюса, датировки которого колеблются от III до X вв. «Книги Иеу» упоминаются в тексте «Пистис София». Основное содержание первой книги – диалог «живого» Иисуса с апостолами Матфеем, Иоанном, Филиппом, Варфоломеем и Иаковом о Боге, о небесных чинах, о происхождении мира. В тексте присутствуют магические формулы, гностические гимны и молитвы. Во второй книге Христос беседует с двенадцатью учениками и ученицами о гностических таинствах (прощении грехов, крещениях), а затем совершает в их присутствии некий магический обряд, отдалённо напоминающий евхаристию. «Апокалипсис Петра» (гностический) также построен в форме диалога. Его текст сохранился лишь на коптском языке. Он начинается с беседы в некоем храме между Спасителем и апостолом Петром. Беседа носит эзотерический характер, Петра посещают видения, которые Спаситель истолковывает в гностическом ключе. В тексте осуждаются Ерма и те, которые «называют себя епископами или диаконами» (автор же «Апокалипсиса Петра» называет их «безводными каналами»). Речь Петра часто воспроизводится от первого лица. Спаситель призывает Петра вместе исполнить волю Отца. Однако далее, при видении сцены Распятия, выясняется, что Спаситель не тождествен Иисусу, которого распинают. Рядом с Крестом находится другой, «живой Иисус», радостный, улыбающийся и не замечаемый окружающими. Он-то и называется Спасителем. После небольших разъяснений Спаситель призывает Петра быть сильным. После чего Пётр «приходит в себя», и на этом повествование заканчивается.

 



 
PR-CY.ru