ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 8

Несмотря на конфессиональные разногласия, и для православных, и для исповедующих доктрины, возникшие в результате Реформации (в частности, для лютеран), крест и воскресение при всей их полярности (оставление мира и явление славы) неразделимы и вместе составляют искупительную миссию воплощённого Слова Божия. Далее в тезисах просматривается признание лютеранскими богословами возможности восстановления в человеке (хотя бы частично) свободы воли в процессе исцеления от грехов: «В тесном общении с воскресшим Христом христианин получает дары благодати, которые укрепляют его веру, воодушевляют его на ответную любовь к Богу, исцеляют его волю, способствуют его нравственному совершенствованию и готовят его к вечной жизни». На заседаниях «Арнольдсхайна-VI» (1973 г., Загорск), темой которых являлась «Евхаристия», в тезисах был подведён итог дискуссий: «Христос предлагает нам Себя в Евхаристии, даруя нам приобщение к Его Телу и Крови (1 Кор. 10:16; Ин. 6:53). В течение столетий вероучение наших церквей пыталось точно определить, как евхаристические дары – Тело и Кровь – соотносятся с Христом, Который предлагает в них Себя... Новый Завет учит нас, что вещество хлеба и вина в Евхаристии неразрывно связано с Телом и Кровью Христа. Чтобы выразить природу этого таинства, православное богословие использует слова «преложение», «претворение», «пресуществление». Лютеранское богословие говорит, что Тело и Кровь даются «в» хлебе и вине или «под видом хлеба и вина». На «Арнольдсхайне-VII» (1976 г., Арнольдсхайн) была дискуссия на тему «Жертва Христа и жертва христиан», в итоговых тезисах обе стороны раскрыли своё понимание евхаристической Жертвы. Православные богословы заявили, что «жертвоприношение христиан основано на жертве Христа. Евхаристия – это бескровное жертвоприношение христиан, в котором Христос, окружённый молитвами и благодарением Церкви, приносит Себя под видом хлеба и вина». Лютеранские теологи подтвердили классическую протестантскую позицию, однако во второй части тезисов прозвучал риторический вопрос, не случилось ли так, что Реформация в своей вынужденной борьбе со средневековыми злоупотреблениями, тем не менее, потеряла какие-то важные стороны понимания евхаристии. При обсуждении на «Арнольдсхайне-VIII» (1979 г., Одесса) темы «Надежды человечества на будущее в соответствии с Божьим обетованием» были сделаны доклады по эсхатологии, о святости и почитании святых. Были высказаны мнения по проблемам «Веры и церковного устройства», «Крещения, Евхаристии и священства», которые в то время рассматривались комиссией ВСЦ. В подготовленных тезисах было отмечено, что «святость христиан состоит не только в нравственном совершенстве человека, которое можно встретить и вне церкви, – начало её находится в Боге. Евангелическое богословие говорит здесь об оправдании. Православное богословие описывает святость так же, как онтологическое свойство, которое одновременно есть «свойство неотмирных энергий» (П. Флоренский)... Хотя мы признаём, что существует множество путей, ведущих к святости... путь святости всегда лежит через аскезу; протестантское богословие предпочитает говорить здесь о кресте. Путь святых в этом сверхъестественном смысле есть реализация особого божественного призвания».

 



 
PR-CY.ru