ДЖЕФФЕРСОН Томас - Страница 5

В Христе он не видел ни Бога, ни Искупителя (письмо к У. Шорту от 31 октября 1819 г.), а лишь величайшего учителя морали и в какой-то мере социального реформатора: «Его моральное учение насаждает любовь ко всем людям, не только к родственникам и друзьям, но и ко всему человечеству, собирая всех в единую семью, связанную узами любви, милосердия, мира, общих нужд и общих целей» (письмо к Б. Уотерхаузу от 26 июня 1822 г.). Основу морального учения Христа Томас Джеферсон видел в Нагорной проповеди, толкуя её как свод правил, следование которым воспитывает в человеке добродетель или доблесть: «Счастье – цель жизни, но добродетель или доблесть – основание счастья» (письмо к У. Шорту от 31 октября 1819 г.). Томас Джеферсон категорически отвергал догмат Святой Троицы, иронизируя на тему невозможности равенства одного трём (письмо к Дж. Адамсу от 22 августа 1813 г.). Всех приверженцев Святой Троицы он обвинял в «вере в трёх богов». Рассматривая борьбу Афанасия Александрийского против Ария, Томас Джеферсон объявлял «более разумной арианскую веру в одного Бога» (письмо к У. Кенби от 18 сентября 1813 г.). Великих каппадокийцев он, видимо, не знал, т.к. никого из них не цитировал, а авторство догмата о Святой Троице всегда приписывал исключительно Афанасию, заявляя, что такое богословие «отличается от язычества только тем, что оно менее доступно пониманию» (письмо к Б. Уотерхаузу от 26 июня 1822 г.). В своём приходе Томас Джеферсон отказывался быть крестным отцом, т.к. при этом требовалось исповедовать Троицу; однако своих детей приносил в церковь крестить. Так он, по словам Ч. Санфорда, «оберегал даже своих собственных детей от разрушительности своих идей». В посмертное воздаяние за земные грехи Томас Джеферсон верил твёрдо: «В раю нет закона о банкротствах, который мог бы избавить Вас от уплаты долгов» (письмо к Э. Рутледжу от 27 декабря 1796 г.). Изучая Библию, пренебрегал Ветхим Заветом, игнорировал преемственность моральных заповедей. Исследуя Новый Завет, составил своеобразный компендиум (в Америке известный как Библия Джефферсона – Jefferson's Bible), состоящий только из тех текстов Евангелия, в достоверности которых не сомневался. В тексте отсутствуют какие-либо упоминания о Божественности Христа, Его воскресении и вознесении, а из чудес описано лишь четыре исцеления. К Римско-католической церкви относился особенно настороженно, считая опасными её претензии на исключительность и контроль над светской властью. Находясь во Франции, отдал дочь в католическую школу, но, узнав о попытках обратить её в католичество, забрал. Однако о сельских кюре писал с симпатией, а будучи президентом, не мешал распространению католичества в США. В кальвинизме Томас Джеферсон считал особенно разрушительным для морали догмат двойного предопределения (письмо к Дж. Адамсу от 11 апреля 1823 г.), а также осуждал сожжение кальвинистами Мигеля Сервета. Томас Джеферсон был унитарием и приверженцем моралистического монотеизма. Среди его ближайших друзей, разделявших его взгляды, были химики и философы-материалисты Джозеф Пристли и Томас Купер, Эзра Стайлс – президент Йельского колледжа, Джаред Спаркс – историк, президент Гарвардского колледжа. В 1947 г. унитарии США официально заявили, что их вероучение происходит от «свободной религиозной веры» Томаса Джеферсона.



 
PR-CY.ru