«DEI FILIUS» - Страница 3

Третья глава «De Fide» («О вере») посвящена вере «как сверхъестественной добродетели, посредством которой мы… верим в истинность того, что Бог открыл, не из истинности самих вещей, постигнутых с помощью света естественного разума, а из-за авторитета Самого Бога…» Далее говорится о «служении веры согласно разуму», но подчёркивается, что «согласие веры ни в коем случае не является слепым побуждением ума…, потому что вера является даром Божиим». Бог установил через Своего Единородного Сына церковь, наделив её «очевидными знаками», чтобы она была признаваема «хранительницей и распорядительницей слов Откровения». Отмечается, что «именно и только к католической Церкви обращены все эти знаки», что Римско-католическая церковь «сама по себе есть великая и постоянная причина для доверия…» К этой главе относятся шесть правил, по которым анафематствовались сторонники идеи автономии разума (те, кто утверждают, что «человеческий разум настолько независим, что Бог не может заповедать ему веру»), фидеизма (те, кто верят, что «Божественная вера не отличается от естественного познания Бога, и ей необязательно верить в истину Откровения на основе авторитета Бога») и традиционализма, утверждающие, что «люди должны быть побуждаемы к вере только личным внутренним опытом…» По четвёртому правилу анафеме преданы все те, кто признавали мифами упоминающиеся в Священном Писании чудеса. Пятым и шестым правилами отлучают от церкви сторонников несвободного и зависящего от аргументов человеческого разума согласия христианской веры, а также защитников позитивного сомнения, рассматриваемого в качестве отправной точки богословского поиска. Данные правила исправлены против последователей Гермеса. В четвёртой главе «De Fide et Ratione» («О вере и разуме») продемонстрировано различие веры и разума в открытии истины: есть «два порядка познания, различные не только своим началом, но и предметом», – разум и вера; познание истины только разумом имеет ограниченный характер, поскольку разум без веры неспособен проникнуть в тайны Божественного Откровения. Открываемая разумом истина никогда не может противоречить истине, открываемой верой, «поскольку Тот же Бог, Который открывает тайны и дарует веру, вложил в дух человеческий свет разума, но ни Бог не может отрицать Сам Себя, ни истина не может противоречить истине». Церкви надлежит следить, чтобы наука не переходила присущие ей границы и не вторгалась в область веры, внося смущение в сердца верующих; вверенное церкви учение «дано не как философское открытие, которое человеческий разум может усовершенствовать, а как Божественный залог». По относящимся к третьей главе правилам предавали осуждению и анафеме сторонников учения рационализма, полагавших, что «все догматы веры могут быть поняты и доказаны правильно развитым разумом…, что если положения науки противоречат Откровению, их можно считать истинными…, что догматы, предлагаемые Церковью, могут, в зависимости от развития науки, иметь смысл, отличный от того, который Церковь имела в виду».



 
PR-CY.ru