«DEI FILIUS» - Страница 2

Докладчики от Догматической комиссии выступили в защиту предложенного текста, отвергнув попытки дискуссий на тему достоверности доказательств существования Бога. Некоторые участники Собора, в том числе кардинал Джиоаккино, граф Печчи (впоследствии папа Лев XIII; 1878–1903 гг.), настаивали на том, что в догматической конституции нужно ясно и недвусмысленно указать в качестве заблуждения онтологизм, осуждённый 18 сентября 1861 г. декретом Верховной конгрегации инквизиции. Выступивший с докладом от имени комиссии епископ Бриксенский В. Гассер заявил, что вопрос не проработан в достаточной степени, его рассмотрение следует отложить. Несмотря на то, что многие ожидали дискуссии о Священном Писании, она не состоялась, вопросы об аутентичности Вульгаты, богодухновенности Священного Писания и его толковании затронул лишь епископ Шалонский Гийом-Рене Меньян во время общего обсуждения проекта на 32-м генеральном заседании Собора 24 марта. На 39-м генеральном заседании Собора (1 апреля 1870 г.) в ходе обсуждения четвёртой главы проекта конституции епископ Гренобля Жак-Мари Жинульяк высказался по вопросу о свободе, необходимость которой следовало оставить за наукой, однако это положение в текст документа включено не было. 12 апреля 1870 г. состоялось голосование о принятии проекта к рассмотрению на пленарной сессии Собора. Из 598 участников заседания 515 проголосовали «placet» (угодно) и 83 «placet iuxta modum» (угодно, но с поправками) при отсутствии голосов «non placet» (не угодно). Был предложен также ряд уточнений к проекту. 19 апреля епископ В. Гассер представил на голосование окончательный проект, содержавший внесённые поправки. 24 апреля на третьей пленарной сессии Собора проект догматической конституции был единогласно принят; конституция утверждена папой Пием IX. Догматическая конституция состоит из введения, четырёх глав и 18 правил. В первой главе «De Deo rerum omnibus Creatorem» («О Боге, всех вещей Создателе») излагается католическое учение о Боге Творце. К этой главе относились пять правил о предании анафеме последователей различных форм материализма и пантеизма, а также сторонников учений Георга Гермеса (1775–1831 гг.) и Антона Гюнтера (1783–1863 гг.; без указания их имён). Во второй главе «De Revelatione» («Об Откровении») приводится католическое учение о соотношении человеческого разума с Божественным Откровением, о способности человеческого разума к познанию Бога, о Божественном Откровении, его необходимости, источниках и толковании церковью. К этой главе относятся четыре правила, по которым были осуждены сторонники фидеизма, традиционализма, деизма и рационализма. Подтверждено учение Тридентского собора о соотношении Священного Писания и Священного Предания; отлучены от церкви те, кто «не принимают Книги Священного Писания как священные и канонические, во всей их полноте и во всех их частях, такими, как они перечислены... Тридентским Собором…»

 



 
PR-CY.ru