«DEI VERBUM» - Страница 8

Более критично конституцию «Dei Verbum» интерпретировал протоиерей Михаил Дронов, согласно которому Священное Предание понимается в «Dei Verbum», прежде всего, как «Слово, функционально эквивалентное Слову Писания, то есть в качестве документального источника Откровения». На основании анализа двух догматических конституций второго Ватиканского собора, «Dei Verbum» и «Lumen gentium», протоиерей Михаил Дронов указывал, что благодаря учению об Учительстве Церкви непогрешимость и законодательная власть папы Римского в области веро- и нравоучения фактически (несмотря на то что это отрицается в статье 10) «поставлена выше авторитета Писания и полностью заменяет ту функцию, которая в Православии отведена догматическому самосознанию Церкви». В статье 8 изложено учение о динамизме Священного Предания, которое «развивается в Церкви при содействии Святого Духа, ибо возрастает понимание предметов и слов Предания – возрастает и через созерцание и исследование, осуществляемое верующими, слагающими всё это в сердце своём (ср.: Лк. 2:19, 51), и через глубокое постижение переживаемой ими духовной реальности, и через проповедь тех, кто с епископским преемством приняли достоверный благодатный дар истины. Так Церковь на протяжении веков непрестанно устремляется к полноте Божественной истины, пока в ней самой не исполнятся слова Божии». На тезис о динамизме Священного Предания, в первую очередь, повлияли исследования Й.Р. Гайзельмана и И. Конгара, а также учение католической тюбингенской школы о «живом Предании». Хотя именование Священного Предания «живым» («viva Traditio») в подготовительной третьей схеме в итоговом варианте документа не сохранилось, под апостольским Преданием в «Dei Verbum» понимается именно «живое Предание», которое рассматривается не статически, как неизменяемая величина, а динамически, как развивающаяся реальность, не как «некоторая сумма неизменяемого содержания, передаваемого в предписаниях и обычаях», а как «живой опыт веры». Энциклопедия «Sacramentum Mundi» под редакцией К. Ранера указывает на связь статьи 8 с теорией догматического развития. В целом статья 8 является одним из наиболее сложных мест «Dei Verbum». Не совсем удачной считал формулировку «апостольское Предание развивается в Церкви при содействии Святого Духа» католический богослов Г. Фрис. Н. Ниссиотис усматривал в данной формулировке «тенденцию к субординации» Святого Духа по отношению к церкви, поскольку, согласно статье 8, Святой Дух «утверждает уже существующие в Церкви порядок и гармонию между основными положениями Откровения». Хелмут Хопинг указывал, что выражение «Церковь на протяжении веков непрестанно устремляется к полноте Божественной истины» слишком односторонне интерпретирует идею развития. В «Dei Verbum» католическое богословие отходит от вербальной, или супранатуралистической, концепции богодухновенности, излагавшейся в энцикликах «Providentissimus Deus» и «Spiritus Paraclitus», где «господствовали механистические представления», а также в первой и второй схемах конституции. В «Dei Verbum» библейские авторы уже не воспринимаются некими «секретарями Бога», записывающими богооткровенные истины «под диктовку Святого Духа» («spiritu Sancto dictante»).

 



 
PR-CY.ru