«DEI VERBUM» - Страница 7

На нечёткость в определении соотношения Священного Писания и Священного Предания указывал также Й. Ратцингер. Он заметил, что текст конституции даёт возможность и впредь говорить о Священном Писании и Священном Предании как о «двух источниках» Откровения. Тем не менее, несмотря на возможность двойственной интерпретации документа, для исследователей очевидно, что накануне второго Ватиканского Собора многие католические богословы, высказавшись за содержательную самодостаточность Священного Писания, отошли от схоластического разделения Откровения на два источника. В «Dei Verbum» особо подчёркивается роль Учительства Церкви (Magisterium Ecclesiae) в истолковании Священного Писания. Согласно статье 10, «обязанность аутентичного истолкования письменного и переданного Слова Божия была вверена одному лишь живому Учительству Церкви, власть которого осуществляется во имя Иисуса Христа». Учительство Церкви «верно излагает» Слово Божие, католическая экзегеза ставится «под наблюдение Священного Учительства». При этом в конституции указывается, что «Учительство не превосходит Слова Божия, а служит ему» и что Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви «так связаны и соединены между собою, что без одного нет и другого». Таким образом, была предпринята попытка преодоления господствовавшего в средневековом католичестве преобладания Учительства Церкви над Священным Писанием, Священным Преданием и сокровищницей веры (depositum fidei). Также об Учительстве Церкви говорится в статье 8: «...и через проповедь тех, кто с епископским преемством принял достоверный благодатный дар истины». На первостепенную роль Учительства Церкви в толковании Священном Писания указывает и «Катехизис Католической Церкви», согласно которому «обязанность подлинно толковать Слово Божие вверена одному только Учительству Церкви – Папе и епископам в общении с ним». Православными богословами было высказано несколько замечаний относительно учения «Dei Verbum» о соотношении Священного Писания, Священного Предания и Учительства Церкви. Н. Ниссиотис, положительно оценивая стремление конституции к преодолению схоластического разделения Священного Писания и Священного Предания на два самодостаточных источника Откровения, усматривал в обращении конституции к Учительству Церкви проявление антиреформаторской полемики. Учительству Церкви он противопоставляет постоянное присутствие в жизни церкви Святого Духа, Который является Творцом «основных положений и составляющих явленного в видимой форме Божественного Откровения». «У Церкви есть только один великий принцип авторитета: её верность по отношению к присутствию Святого Духа и её убеждённость в том, что Он введёт её во всякую истину». Называя Учительство Церкви «третьим авторитетом» Римско-католической церкви, Н. Ниссиотис признавал, что в тексте «Dei Verbum» оно не рассматривается как «авторитет, поставленный выше Писания и Предания». Подчинённое положение Учительства Церкви по отношению к Слову Божию согласно тексту конституции отмечал и современный православный библеист священник Феодор Стилианопулос, который указывал, что «Dei Verbum» не оставляет сомнений относительно нормативного статуса и преимущества Писания как Божественного Откровения и утверждает связь между Священным Писанием и Священным Преданием.

 



 
PR-CY.ru