«DEI VERBUM» - Страница 5

Во всяком христианском наставлении «литургическая проповедь должна занимать исключительное место», поскольку к тексту Священного Писания можно приступать не только через частое непосредственное чтение, но и через священную литургию, которая насыщена «Божественными речениями». «Как от частого причащения Святой Тайне Евхаристии возрастает жизнь Церкви, так можно надеяться на новое побуждение к духовной жизни через возросшее почитание слова Божия, которое “пребудет вечно”». Связь Священного Писания и евхаристии подчёркивается также в конституции о священной литургии второго Ватиканского собора, согласно которой месса разделяется на две части – «литургию слова и литургию Евхаристии». Относительно сотериологической природы Откровения статья 1 указывает, что в слове Божьем происходит «возвещение спасения» «всему миру». Иисус Христос называется Спасителем (Salvator) и Искупителем (Redemptor). Истина Откровения признаётся истиной «о спасении человека». Конституция провозглашает спасение «людей», «всех народов», «душ», «всего рода человеческого», «каждого верующего» через Слово Божье. Согласно «Dei Verbum», «Откровение состоит, главным образом, не из положений, которые следует принимать на веру, или обязательных для исполнения божественных предписаний, но из «свидетельства» того, что «с нами Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в жизнь вечную». Конституция «Dei Verbum», указавшая на несколько важных составляющих Откровения (сотериологичность, христоцентричность и др.), подверглась критике за недостаточное внимание к тринитарной и пневматологической природе Откровения. За «слабую пневматологию» «Dei Verbum» наряду с конституцией «Lumen gentium» критиковал Н. Ниссиотис, православный богослов, присутствовавший на втором Ватиканском соборе в качестве наблюдателя от Всемирного Совета Церквей, называя это «основной проблемой экклезиологии Собора». Он указывал, что Святому Духу, несмотря на неоднократные упоминания в итоговом тексте документа, уделено мало внимания. «Упоминание третьего Лица Троицы в декрете об Откровении представляется, скорее, лишь формальным, нежели действительно тринитарным... Третье Лицо Троицы упоминается не в экклезиологическом контексте. С позиции христологии Откровение, по-видимому, понимается, скорее, монистически, чем полностью тринитарно». Н. Ниссиотис, в частности, отмечал, что «Dei Verbum», справедливо приписывая полноту Откровения Иисусу Христу, тем не менее, неправильно приписывает Святому Духу лишь функцию, благодаря которой люди «имеют во Святом Духе доступ к Отцу». Соглашаясь с утверждением конституции о том, что «Иисус Христос, воплотившееся Слово… совершает дело спасения», он, тем не менее, указывал, что, согласно Священному Писанию, дело спасения осуществляется благодаря Святому Духу, Который «является причиной того, что раз и навсегда происшедшее событие превращается в историческую действительность, когда Он в день Пятидесятницы основывает историческую церковную общину». В целом пневматология в «Dei Verbum» излагается в русле традиционного учения Римско-католической церкви.

 



 
PR-CY.ru