«DEI VERBUM» - Страница 3

Также были внесены поправки: в статью 19 – об историческом значении Евангелий – «историчность которых она безоговорочно удостоверяет» («quorum historicitatem incunctanter affirmat»); в статью 24 – о значении Священного Писания для богословия: в тексте четвёртой схемы говорилось, что богословие опирается на «письменное слово Божие, которое следует толковать в свете предания» («in verbo Dei scripto, sub luce traditionis explicando»), в итоговом варианте документа фраза «sub luce traditionis explicando» («которое следует толковать в свете предания») была заменена выражением «наряду со Священным Преданием» («una cum Sacra Traditione»). Составленный с учётом поправок итоговый документ был практически единогласно принят Собором в качестве догматической конституции. На восьмом открытом заседании второго Ватиканского собора (18 ноября 1965 г.) состоялось заключительное голосование (из 2350 голосов 2344 – «за», 6 – «против»), после чего конституция была утверждена папой Павлом VI. Догматическая конституция о Божественном Откровении состоит из вступления (статья 1) и шести глав: «О самом Откровении» (статьи 2–6), «О передаче Божественного Откровения» (статьи 7–10), «О богодухновенности Священного Писания и о его толковании» (статьи 11–13), «О Ветхом Завете» (статьи 14–16), «О Новом Завете» (статьи 17–20), «О Священном Писании в жизни Церкви» (статьи 21–26). Комментарии на конституцию составили епископы, принимавшие участие в соборных заседаниях (например, Августин Беа), богословы, участвовавшие в работе Собора как эксперты (например, Карл Ранер, Йозеф Ратцингер, Алоис Грилльмайер, Анри де Любак и др.), лютеранские (Макс Туриан, Роже Шютц) и православные (Никос Ниссиотис) наблюдатели, присутствовавшие на Соборе. В статье 1 Собор провозгласил верность учению Тридентского и первого Ватиканского соборов, в соответствии с которым «он намеревается изложить подлинное учение о Божественном Откровении и о его передаче». В «Dei Verbum» было выделено несколько сущностных составляющих Божественного Откровения: его теоцентричная, христологическая, сотериологическая, сакраментальная, личностная, или антропологическая, историческая и эсхатологическая природа, а также диалогическая и двойственная структура. На теоцентричную природу Откровения указывают начальные слова главы 1 конституции – «Богу было угодно» («Placuit Deo»), а также главы 4 «О Ветхом Завете». Особо подчёркивается христологическая природа Откровения. Христос называется «Полнотой всего Откровения», «воплотившимся Словом», «Словом Предвечного Отца», «Предвечным Словом, просвещающим всех людей». Христос «завершает Откровение во всей полноте», и «Он Один имеет слова жизни вечной». Несмотря на то, что в «Dei Verbum» всячески подчёркивается центральное место Христа в Откровении, отдельные статьи конституции подверглись критике за недостаточное внимание к христологической природе Откровения. Так, К. Ранер настаивал на том, что описание дохристианской истории Откровения в статье 3 не может сводиться к простому изложению ветхозаветных событий во временной последовательности, а должно постоянно возводиться к личности Иисуса Христа, благодаря Которому совершилось само «событие» Откровения.

 



 
PR-CY.ru