«DEI VERBUM»

«DEI VERBUM» (лат. – «Слову Божию») – догматическая конституция о Божественном Откровении, принятая вторым Ватиканским собором Римско-католической церкви; утверждена 18 ноября 1965 г. папой Римским Павлом VI (1963–1978 гг.). На создание «Dei Verbum» оказало влияние католическое библейское движение (Bibelbewegung) конца XIX – первой половины XX вв., развернувшее широкую издательскую и просветительскую деятельность по ознакомлению верующих со Священным Писанием. Его становлению способствовали три энциклики о Священном Писании Римских пап: Льва XIII «Providentissimus Deus» (1893 г.), Бенедикта XV «Spiritus Paraclitus» (1920 г.) и Пия XII «Divino Afflante Spiritu» (1943 г.). С начала XX в. в католическом богословии остро стоял вопрос применения историко-критического метода в изучении Священного Писания. Несмотря на то, что энцикликой «Divino Afflante Spiritu» папа Пий XII поддержал католических экзегетов, использовавших историко-критический метод при исследовании библейских текстов, проблема его легитимности вновь была поднята в предсоборную эпоху. На составление «Dei Verbum» повлияла дискуссия о природе Откровения, состоявшаяся накануне второго Ватиканского собора. Одни католические историки и богословы (Й.Р. Гайзельман, Карл Ранер, Ив Конгар, Ганс Кюнг, Мартин Шмаус, Г. Един и др.) выступали за содержательную самодостаточность Священного Писания, другие (Г. Леннерц, М. Бевено, А. Шпинделер, Н. Хенс) отстаивали учение о двух независимых источниках Откровения – Священном Писании и Священном Предании. Противоречия достигли кульминации при подготовке «Dei Verbum». Из документов, принятых на втором Ватиканском соборе, процесс создания «Dei Verbum» был наиболее длительным (17 мая 1959 г. – 18 ноября 1965 г.). «Dei Verbum» в течение трёх лет (с 14 ноября 1962 г. по 18 ноября 1965 г.) обсуждалась на соборных заседаниях. Первая схема конституции – «De fontibus Revelationis» («Об источниках Откровения») была составлена Подготовительной богословской комиссией под председательством кардинала Альфредо Оттавиани; представлена участникам Собора 13 июля 1962 г. и обсуждалась на первой сессии. В схеме в духе посттридентского католического богословия излагалось учение о «двойном источнике Откровения». Документ подвергся критике за отсутствие вступительных глав о сущности Откровения, неосхоластическое понимание Священного Писания и Священного Предания, изложение «теории двух источников Откровения», консервативный характер построения, концепцию «вербальной богодухновенности», подчинение Священного Писания Учительству Церкви и частое апеллирование к нему, излишнюю полемичность по отношению к новым заблуждениям, отсутствие сотериологической перспективы, ограничение свободы экзегетического исследования, недостаточную экуменическую и пастырскую направленность. Большинство участников Собора высказались за пересмотр схемы, который был санкционирован папой Иоанном XXIII (1958–1963 гг.). Вторая схема – «De divina Revelatione» («О Божественном Откровении») была создана смешанной комиссией под председательством кардиналов Альфредо Оттавиани и Августина Беа.

 



 
PR-CY.ru