ДУАЛИЗМ - Страница 8

Дуализм в природе человека обусловливается тем, что в нём соединяется видимое и невидимое, материальное и духовное: «Бог Своими руками творит человека и из видимой и из невидимой природы… тело образовав из земли, душу же, одарённую разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения». Вместе с тем дуалистические тенденции в христианстве всегда сдерживались интуицией целостного существа человека, в котором душа и тело должны являться не противоборствующими, а взаимодополняющими компонентами, на что указывает, в частности, отстаиваемое св. отцами в борьбе с различными ересями учение о том, что тело и душа творятся одновременно, и по своему существованию душа не предшествует телу. Учение о необходимости взаимосвязи души и тела для полноценного существования человека, а также мысль о том, что тело должно быть подчинено душе и обожено вместе с ней после воскресения тела, подтверждаются словами апостола Павла: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53); «так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении... сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (1 Кор. 15:42–44; ср. также: Иов. 19:25–26). Указывая на различие душевного и телесного в человеке, христианские авторы всегда подчёркивали единство человеческой личности и человеческой природы, обусловливаемое единым божественным творческим актом: «Для того чтобы в человеке проявилось могущество Божье, (Бог) создал его из природ, предельно отстоящих друг от друга, создал как одно лицо и одну природу. Ибо таковы тело и душа, из которых первое есть субстанция телесная, а вторая, то есть душа, есть субстанция духовная и бестелесная, так что в роде субстанций они предельно отстоят друг от друга». На это единство указывает и специальное подчёркивание в святоотеческой и средневековой христианской философии того, что одна душа без тела не может считаться человеком: «Человек составлен из души и тела, причём ни душа, ни тело, взятые в отдельности, не называются ипостасями, но ипостасными; то же, что образуется соединением обоих, называется их ипостасью, ибо ипостасью в собственном смысле называется то, что существует само по себе и самостоятельно. Более того, сама по себе душа не является «субстанцией» в полном смысле слова: «Даже если душа и может быть отделена (от тела), она по природе является частью… И будучи сущностной частью, она имеет некую неполноту сущности... и потому она всегда есть неполная субстанция. Очевидно, что в традиционном христианском понимании человека гармонично сочетаются дуалистические и монистические тенденции, причём особый акцент делается на творческой и промыслительной силе божественной благодати, которая обеспечивает единство и целостность человеческой личности, возвышающейся через единение в таинствах со Христом к обожению и предельно возможному для неё соединению с Богом. Хотя дуалистическое различение между душой (умом) и телом является общим местом как разнообразных платонических учений, так и христианского богословия, философская разработка и наиболее последовательное проведение идей антропологического дуализма традиционно связываются с именем Рене Декарта.

 



 
PR-CY.ru