ДАВИД АНАХТ

ДАВИД АНАХТ, Непобедимый (470 гг. – первая половина VI в.) – святой Армянской церкви, философ, основоположник светского направления древнеармянской философии. Родился в Западной Армении, учился в Александрии в философской школе Олимпиодора Младшего; затем в том же городе преподавал философию. Пользовался большой популярностью в греческом мире, успешно выступал в философских спорах в Афинах и Константинополе, стяжав славу Трижды Великого и Непобедимого философа. Вернувшись в Армению, продолжал активную научную и педагогическую деятельность. По сообщению Аракела Сюнеци (XIV в.), толкователя сочинения Давида Анахта «Определения философии», Давид Анахт, преследуемый на родине, удалился в Грузию, где и умер; по другим сведениям, окончил жизнь в Ахпатском монастыре (Северная Армения). Давиду Анахту достоверно принадлежат четыре сочинения. 1. «Определения философии»; сохранились тексты на армянском и греческом языках; древнеармянский текст впервые издан в 1731 г. в Константинополе; критический текст (с параллельным русским переводом) – в 1960 г. в Ереване; греческий текст издан А. Буссе в 1904 г. 2. «Анализ “Введения” Порфирия»; сохранились тексты на армянском и греческом языках; древнеармянский текст впервые издан в 1793 г. в Мадрасе; критический текст – в 1976 г. в Ереване; греческий текст опубликован Буссе. 3.  «Толкование “Аналитики” Аристотеля»; сохранились тексты только на армянском языке; по мнению исследователей, оригинал оставляет впечатление части более обширного комментария: в сохранившихся текстах разбираются только первые главы “Первой Аналитики” Аристотеля; текст впервые издан в 1833 г. в Венеции; критический текст вместе с русским переводом – в 1967 г. в Ереване; 4. «Толкование “Категорий” Аристотеля»; сохранились тексты на армянском и греческом языках; долгое время считалось принадлежащим александрийскому неоплатонику Элиасу (Элию); русский перевод издан в 1911 г. в Санкт-Петербурге. Философская концепция Давида Анахта сформировалась в Александрийской школе неоплатонизма, которая большое внимание уделяла вопросам логики и гносеологии, испытывая влияние аристотелизма. Александрийская школа стремилась примирить и слить античную философию с христианством. Давид Анахт выступает в древнеармянской философской мысли как первый учёный, который определил круг проблем, входящих в философию как науку, дал чёткую дефиницию этой науки, установил её задачи и цель, что не было предпринято ни одним из предшествующих ему армянских мыслителей. В своей философии сочетал учения Пифагора, Платона, Аристотеля, выдвинул шесть определений философии; основой этих определений является методологический принцип познания, заключающийся в четырёх вопросах: существует ли сущее; что есть сущее; какова сущность сущего; для чего существует сущее.

 



 
PR-CY.ru