ДЕВСТВО - Страница 10

Бог поддерживает и ограждает подвижников. Об этом другой рассказ. В Святом граде жила монахиня, отличавшаяся благочестием и усердием в служении Богу. Один юноша воспылал к ней сатанинской страстью. Сожалея о молодом человеке, дева взяла корзинку, положила в неё немного бобов и удалилась в пустыню. Устраняя таким образом юношу от соблазна, она заботилась о спасении его души и самой себе искала безопасности. В пустыне она прожила 17 лет, и все эти годы Бог хранил её и питал: её не видел ни один человек, а она видела всех, бобы в её корзинке не убавлялись. Епифаний Кипрский принимал за основание обета девства слова Спасителя: «...Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Основанием обета девства служит пример Иисуса Христа и Его апостолов. Апостол Павел говорит: «...Желаю, чтобы все люди были как и я; но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я» (1 Кор. 7:7–8). Выступая против тех, кто упрекают девственников в том, что они «не уважили закон чадородия», но не против возлюбивших честный брак, Исидор Пелусиот восхваляет девство: «...Сколько небо отстоит от земли и душа отлична от тела, столько же различия у девства с браком». Образно девство представляется преподобному во главе полка, оно «украшает чело дружины», а брак занимает середину, он «дан в опору слабейшим», он может спасти тех, кто сохраняют его, но на высоту девства не возведёт. Девство не знает болезней и душевных тревог, не терпит мук рождения, оно преобладает над любостяжанием, ибо ему не нужно заботиться о детях, о муже (или жене), об украшении тела и проч. Девство обуздывает страсти, а брак «уловляется другими страстями». «Уступим честному браку принадлежащие ему похвалы, так как установлен он Богом и почитается людьми; но да не входит он в состязание с девством и остаётся в собственных своих пределах», брак необходим, продолжает преподобный, если имеется в виду рождение детей, а не сладострастие. Возлюбившие девство вписаны в ангельские чины. Девство как подвиг, как добродетель, как путь совершенства имеет место тогда, когда человек в возрасте, по природе располагающем к супружеству, не предаваясь влечению природы, решается не приобщаться к браку, а навсегда соблюсти девство. Вместе с тем, подчёркивают св. отцы, вступающий на этот путь совершенства должен следовать главному закону подвига, – чтобы подвиг девства предпринимаем и проходим был для Бога. «Девственники, – обращается Игнатий (Брянчанинов) к принявшим на себя подвиг девства, – то есть те, которые не вкусили смерти душевной действительным впадением тела в блуд, храните ваше девство, как драгоценное сокровище: при правильном монашеском жительстве вы не замедлите ощутить так называемое святыми отцами духовное действие, или действие Святого Духа на душу, действие, которое сообщается душою телу и опытно удостоверяет нас, что тела наши сотворены для наслаждения духовного, что они низошли к сочувствию наслаждениям скотоподобным по причине падения, что они могут возвратиться к сочувствию наслаждениям духовным посредством истинного покаяния».

 



 
PR-CY.ru