ДЕВСТВО - Страница 9

Киприан Карфагенский (первая половина III в.) писал: «Если (некоторые) посвятили себя Христу, то должны пребывать целомудренными и чистыми, без всякой фальши и с твёрдостью и постоянством ждать награды девства. Если же не хотят более оставаться в этом состоянии или не могут, то лучше пусть вступают в брак, чем впадать им в огонь от своих согрешений» (ср.: 1 Кор. 7:7–9). «У христиан есть мужи, – свидетельствовал Ориген (конец II – III вв.), – которые служат Божеству отсечением от души всякой похоти... совершенное девство почитают». Воздержание от удовольствий брачной жизни подавляет похоть, отрешает сердце от привязанности к земному, делает его более способным возлюбить Бога: когда сердцу нечего любить и нечем услаждаться на земле, тогда в нём сильнее может пробуждаться жажда небесного, и оно тем совершеннее может любить Бога. «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:32–34). По мере очищения сердца и по мере освобождения ума от влияния страстей очищается, просветляется и взор ума на предметы, и ему способнее возносится в высшую область созерцания Бога. Ясное видение Бога Спаситель усвояет имеющим чистые сердца (Мф. 5:8). Целомудрие девства, подавляя волнение страстей и умиротворяя дух, восстанавливает порядок душевных сил, а отсюда проистекают спокойствие души, чистое удовольствие и духовное веселие. Подвиг девства труден, на этом пути подвижника поджидают многие искушения от плоти и мира. Издревле существуют удивительные рассказы о христианах-подвижниках, выбравших этот путь к Богу. Особый вид аскетического подвижничества, существовавший уже в первые века христианства, – воздержание в браке. «Луг духовный» содержит рассказ о пресвитере и его жене, подвизавшихся в таком подвиге. Родители против воли заставили молодого человека вступить в брак, однако он настолько был чужд плотских вожделений, что и супругу свою убедил проводить жизнь с ним в девственной чистоте. Так и прожили они до старости, как брат с сестрой, вместе пели псалмы в храме. Однажды пресвитера оклеветали, и епископ, не зная его образа жизни, приказал заключить пресвитера под стражу. Настало воскресенье; ночью является ему юноша благолепного вида и говорит: «Встань, священник, и иди в свой храм совершать литургию». «Я не могу, – отвечает священник, – так как содержусь в заключении». «Я открою тебе двери темницы, пойдём». Днём пресвитера хватились; посланный епископом слуга сообщил, что священник совершает литургию в своём храме. Разгневанный епископ поклялся, что наутро с бесчестьем вернёт его. Ночью вновь предстаёт священнику тот же юноша и отводит его в темницу, так что никто этого не видел. Утром, узнав, что неведомо как священник опять оказался в темнице, епископ позвал его и стал расспрашивать. Тот отвечал – и епископ понял, что это совершил ангел Божий, чтобы не осталась скрытой добродетельная жизнь священника и чтобы все, узнав об этом, воздали хвалу Богу, прославляющему рабов Своих. Подвиг девства человек не может совершать только собственными силами без участия Бога.

 



 
PR-CY.ru