ДЕВСТВО - Страница 7

Апостол Павел, обращаясь к Коринфской церкви, пишет: «...Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2); он чувствует обязанность ревниво оберегать чистоту её веры. Мы молимся, продолжает апостол (2 Кор. 13:9), «о вашем совершенстве», т.е. о нравственном совершенствовании. В понимании Николая Кавсилы евхаристия – «это и есть знаменитый брачный пир, на который всесвятой Жених приводит Церковь, как невесту-деву». Девство Богородицы получило своё прообразование в Ветхом Завете. К числу прообразов приснодевства Божьей Матери относят ворота храма, которые в видениях Божьих были показаны пророку Иезекиилю: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошёл ими, и они будут затворены» (Иез. 44:2). Матерь Иисуса – единственная женщина в Новом Завете, Которой даётся наименование «Дева» (Лк. 1:27; ср.: Мф. 1:23). В Слове на Рождество Христово, приписываемом Амвросию Медиоланскому, обосновывается необходимость девственного Боговоплощения тем, чтобы «Тот, Которого первое рождение было славно, был безукоризнен и во втором. Т.е. как от вечности родило Его девственное Божество, так и во времени должна была родить Его Дева Мария». Необходимость девственного Боговоплощения Константинопольский патриарх Фотий усматривает в сравнении Второго Адама с первым: «Надлежало приготовить на земле Матерь Творца для воссоздания падшего, и притом Деву, дабы как первый человек был создан из девственной земли, так и воссоздание его должно было совершиться через Деву, и дабы рождение Создавшего было бессеменное».  «И в какой, больше нежели небесной, высоте Она показала нам достоинство девства! – обращается Филарет (Дроздов) к слушателям со Словом в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. – От Евы до Неё женский пол, так как и мужеский, служил закону брака, в чаянии той награды, что рано или поздно произведёт на свет благословенное Семя, Которое «сотрет главу адского змия» (Быт. 3:15) и о Котором «благословятся вси языцы земнии» (Быт. 22:18): но сия награда не браку была предназначена. Брак мог рождать только человеков. Одно девство достойно было родить Богочеловека». И если Мария чистейшим девством достигла беспримерного избрания Божия, через девство. «Она, как солнце, взошла очевидно превыше всего древнего, верно же и превыше всего грядущего мира», Её одну девство «соделало честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим», то подражающих ей, говорит Филарет, девство может сделать равными ангелам, в этом утверждении он ссылается на слова Господа: «...В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30; ср.: Лк. 20:35–36). Мария – «образ девства. Действительно, Мария такова, что жизнь Её одной является наукой для всех». Сколько же видов добродетели в одной Деве? – вопрошает Амвросий Медиоланский и отвечает: «Уединённость скромности, знамение веры, послушание благочестию; Дева – в доме, Она – спутница в служении, Она – мать для храма». Девственники пользовались в ранней церкви особым уважением: Апостольские постановления предписывают, чтобы девственницы вместе с вдовицами и старицами в храме стояли впереди всех, чтобы подвижники причащались непосредственно после клира.

 



 
PR-CY.ru