ДЕВСТВО - Страница 2

Однако девство не будет иметь высокого нравственного достоинства, если оно будет просто естественным состоянием, как в младенчестве (или в глубокой старости – вследствие охлаждения чувств и омертвения плоти), поскольку в таком случае оно «не есть дело свободы, ни плод подвига, следственно не есть ещё добродетель», такое естественное состояние, по словам Филарета Московского, справедливо называют невинностью, потому что в нём нет вины, противоположной девству, «а ещё нет в нём превосходного достоинства, принадлежащего девству совершенному». Девство – состояние сверхъестественное. Таким образом, в христианстве девство понимается как состояние сверхъестественное. То, что было состоянием природы, становится объектом воли, объектом сознательного выбора и решения. Девство должно быть подвигом, предпринимаемым и проходимым для Бога, поскольку что приобретается без подвига, без борьбы духа, что достаётся само собой, естеством, то не имеет нравственного значения. Иисус Христос, Сам Верховный Законоположник девства (по выражению Филарета), обращаясь к ученикам, говорит: «...Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12). Разъясняя словаХриста, Мефодий Патарский говорит, сколь трудно для людей девство, и чем оно величественнее, тем большим опасностям подвергается; нужны крепкие душевные силы, которые направляли бы «колесницу души в высоту» и не уклонялись бы от цели, пока, перенесясь через мир полётом мысли, ставши у небесного свода, «не узрят прямо самого нетления, исходящего из чистых недр Вседержителя. ...Девство, хотя ходит по земле, но, нужно думать, касается небес». Девство угодно Богу, но, щадя нас, зная немощи наши («дух бодр, плоть же немощна» – Мф. 26:41), отмечает Иоанн Златоуст, Спаситель не возвёл девство в непременную заповедь, но предоставил душам нашим выбирать. Более того, продолжает святитель, если бы девство было законом, то исполняющие его не получили бы награды (ср.: Лк. 17:9). Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, пишет: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет...» (1 Кор. 7:25). В самом деле, вторит Амвросий Медиоланский, относительно девства может быть дан лишь совет, «ведь то, что принадлежит благодати, не повелевается, а только составляет предмет желаний; оно предлагается для свободного избрания, а не для обязательного исполнения (servitutis)». А между советом и запрещением, отмечает Иоанн Златоуст, великое различие – как между произволением и необходимостью. Иоанн Златоуст подчёркивает, что готов назвать девственницей лишь такую женщину, которая вольна была вступить в брак, но не вступила. «Ты не вступила в брак? Но это ещё не девство». Как никто не будет хвалить девство евнухов, не вступающих в брак по необходимости естества, так не будет уважаемо и девство ставших по необходимости девственниками. Избрание девственной жизни признаётся добрым тогда, когда оно совершается по расположению сердца, по свободной воле (ср.: 1 Кор. 7:37).

 



 
PR-CY.ru