ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ ЗАВЕЩАНИЯ - Страница 3

Таким образом, наиболее вероятным временем появления Завещания двенадцати патриархов исследователи считают II в. н.э. (если это христианское произведение) или II в. до н.э. (если собранные в нём материалы, не связанные с христианством, когда-то составляли единство, а затем подверглись христианской переработке). Важным для решения вопроса о датировке является оценка пророчеств о разрушении Иерусалима и храма. К теории христианских интерполяций склонялись Э. Шюрер, А. Дюпон-Соммер, М. Филоненко, Дж. Чарлзуорт, Х. Ки и др. М. де Жонж, Дж. Вандеркам, Дж. Никелберг выступают за христианское происхождение памятника. Завещания двенадцати патриархов представляет собой собрание 12 самодостаточных произведений, написанных от лица одного из 12 сыновей Иакова и расположенных в порядке их старшинства – от Рувима до Вениамина. Каждый раздел строится по общей схеме: введение, рассказ о жизни патриарха (отсутствует лишь в Завещании Асира), этические наставления (минимальны в Завещании Левия), предсказание будущего, второе (краткое) наставление, рассказ о смерти и погребении патриарха (все похоронены в Хевроне). Разделам предшествуют заглавия, в которых указывается их основная тема (например, Завещание Симеона – о зависти). Каждый из патриархов, вспоминая эпизоды своей жизни, рассказывает о своих грехах и добродетелях. На основании рассказанного даётся предостережение от повторения грехов и наставление подражать добродетелям. Предсказания будущего делаются в виде стереотипных откровений (обычно следуя схеме: грех – наказание – покаяние – спасение). Завещание Рувима основано на трёх библейских историях: о незаконном совокуплении Рувима с Валлой, наложницей его отца (Быт. 35:22); об отказе Иосифа сожительствовать с египтянкой, женой его господина (Быт. 39:1–18); об исполинах, порождённых Стражами и «дочерями человеческими» (Быт. 6:1–4; ср.: 1 Енох. 6–11). За свой грех Рувим был наказан язвой «во внутренностях» на семь месяцев, но был прощён после семи лет покаяния, сопровождавшегося постом. Во время покаяния Рувим получил откровение о семи духах заблуждения (точнее, о двух группах из восьми и семи духов соответственно, что может быть результатом интерполяции). Предупреждения об опасности блуда сопровождаются негативной оценкой женщин (5:1–5). В заключительной части даётся предсказание о соперничестве потомков Рувима с потомками Левия и Иуды. В целом в разделе получают истолкование неясности или двусмысленности библейского повествования о грехе Рувима (с Валлы снимается всякая вина за этот грех, несмотря на порочную природу женщин, Рувим жестоко наказан, Иаков после этого больше не прикасается к Валле). Хотя наряду с блудом в Завещании Рувима осуждается ещё лишь грех пьянства, заглавие «О мыслях», как полагают исследователи, подразумевает, что весь раздел следует рассматривать как общее антропологическое введение к Завещаниям двенадцати патриархов. В Завещании Симеона (о зависти) обсуждается нападение Симеона и Левия на Сихем (Быт. 34) и «досада» Симеона на Иосифа (ср.: Быт. 37:11).

 



 
PR-CY.ru