«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 8

Из описания содержания, помещённого в конце эпилога, исследователи делают вывод о том, что эти два сочинения изначально были частями единого целого. «Послание иноку Николаю». Согласно Фотию, это восьмое Слово (ответ ликийского подвижника Николая в греческом «Добротолюбии» не был включён). Согласно Гийому Дюрану, Никодим Святогорец при публикации аскетических сочинений Марка Подвижника, в основном, использовал рукопись XIV в., хранящуюся ныне в Афинской национальной библиотеке, но иногда обращался и к другим рукописным источникам. 6. Исихий Синаит, игумен монастыря Неопалимой Купины. «К Феодулу о трезвении и добродетели». Первое упоминание о главах Исихия содержится в рукописи, которая датируется 1289 г. Атрибуция этого сочинения пресвитеру Исихию Иерусалимскому, принятая Никодимом Святогорцем в соответствии с указаниями рукописей XIII и XIV вв., исследователи считают недопустимой, поскольку его автор не мог жить раньше VII в., т.к. он цитирует Максима Исповедника и Иоанна Лествичника. Подробное учение о молитве Иисусовой, которое он излагает, скорее всего, восходит к традиции «синайского исихазма» (наряду с «Лествицей» Иоанна Лествичника и «Сорока главами» Филофея Синаита) или, согласно гипотезе Ж. Киршмайера, к афонской исихастской традиции. 7. Нил Подвижник. «О молитве». «Слово подвижническое». В русском «Добротолюбии» это сочинение не вошло, возможно, потому, что Феофан не захотел помещать текст, уже имевшийся в русском переводе. Включённые в «Добротолюбие» сочинения Нила Анкирского «О молитве» (неподлинное) и «Слово подвижническое» (подлинное) в течение длительного времени приписывались Нилу Синайскому (ум. около 450 г.). Отождествление, которое произошло, скорее всего, из-за отсутствия сведений о жизни первого из них, встречается уже в Константинопольском синаксаре X в. К этому времени корпус сочинений, приписываемых Нилу Синайскому, стал весьма авторитетен. Основную часть его составили сочинения Евагрия Понтийского, которые стремились спасти от уничтожения после его осуждения на пятом Вселенском соборе. 8. Диадох Фотикийский. «Сто глав о духовном совершенстве». 9. Иоанн Карпафийский. «Увещательные главы к монахам из Индии». «Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся (к нему) монахам из Индии, восполняющее число ста глав» (в русское «Добротолюбие» не включено; русский перевод впервые выполнен Н.А. Леонтьевым в 1898 г.; в 2001 г. вышел исправленный перевод). Вторая сотница глав Иоанна Карпафийского была издана Д. Осьёром в диссертации, защищённой им в 1973 г. В большинстве рукописей «Слово подвижническое...» представлено как последняя глава первой сотницы, в некоторых, как у Макария Нотары и Никодима Святогорца,  – как глава 93 второй сотницы. В неполном латинском переводе «Слово подвижническое...» относится к первой сотнице. 10. Феодор Великий, подвижник и епископ Эдесский. «Сотница». Сочинение составлено, как полагают исследователи, в IX в., в основном, из семи произведений Евагрия Понтийского. Жан Гуйар установил точные соответствия между 82 главами «Сотницы» и главами из сочинений Евагрия, в том числе с теми, которые вошли в состав «Добротолюбия».

 



 
PR-CY.ru