«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 4

Согласно посланию Паисия, «Добротолюбие», в основном, составлено на основе двух (или более) рукописей из библиотеки Ватопедского монастыря. В первой собраны сочинения отцов о единении ума с Богом, во второй – о молитве. Тексты о молитве, которыми завершается «Добротолюбие», скорее всего, взяты у отцов-исихастов XIV в. Антону-Эмилю Тахиаосу удалось предположительно идентифицировать эти рукописи. Основной он считает рукопись XIII в., которая предназначалась для келейного чтения, написана беглым почерком, со многими сокращениями. Исследователи не исключают и более позднюю её датировку – первая половина XIV в. (рукопись XV в. он рассматривает как приложение). Однако данная идентификация, по мнению исследователей, не может в полной мере решить вопрос о происхождении «Добротолюбия». Известный патролог Стилианос Пападопулос в исследовании, посвящённом Макарию Нотаре, отказался признать эту рукопись важнейшим первоисточником. Во-первых, аскетические трактаты занимают в ней меньшую часть по сравнению с богословскими. Большинство сочинений из этого сборника принадлежат Григорию Чудотворцу, Афанасию I Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иоанну Дамаскину, Максиму Исповеднику, Фотию Константинопольскому и др. Кроме того, рукопись содержит сочинения только шести авторов «Добротолюбия» из 36, причём даже этот материал был использован лишь частично. Исходные рукописи творений многих отцов «Добротолюбия» до сих пор остаются невыявленными. Первое издание «Добротолюбия» вышло в 1782 г. в Венеции. На титульном листе было помещено пространное название: «Добротолюбие святых подвижников, составленное согласно нашим Святым и богоносным Отцам, которым через деяние и созерцание нравственного любомудрия ум очищается, просвещается и делается совершенным. Исправлено с возможно большей тщательностью и отпечатано теперь на издержки достопочтеннейшего и боголюбивейшего господина Иоанна Маврокордата на общую пользу православным». Ни в данном, ни в каком-либо ином месте «Добротолюбия» нет указания на имена его составителей, Макария и Никодима, пожелавших остаться неизвестными. Приводится только имя Иоанна Маврокордата, высокопоставленного благотворителя издания, известного молдавского господаря греческого происхождения. Поскольку Маврокордат управлял Молдавией с 1743 по 1747 гг., к 1782 г. он, вероятно, был уже глубоким старцем. Однако у исследователей есть определённые доводы в пользу того, что речь идёт о другом человеке, родившемся в 1740 г. На титульном листе указана типография, в которой был отпечатан тираж, – «печатня Антония Бортоли», а в конце книги поставлена лицензия, подписанная цензорами из Падуанского университета, согласно которой «Добротолюбие» не содержит в себе ничего «против святой католической веры» или «против основополагающих и добрых обычаев». Первое издание «Добротолюбия» было разделено на две части с продолжающейся пагинацией. Уже в скором времени после выхода в свет «Добротолюбие» стало чрезвычайно редким изданием и на Востоке, где оно нашло восторженный приём в монашеских кругах, и на Западе.

 



 
PR-CY.ru