ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 6

В 1881 г. было разрешено переносить чудотворный образ в Азов, занося по пути в станицы Елисаветовскую и Гниловскую. Важным событием в жизни Донской епархии при архиепископе Афанасии стало открытие 12 октября 1837 г. старочерскасского Ефремовского в честь Донской иконы Божьей Матери женского монастыря, который располагался на земле, пожертвованной в 1831 г. потомками атамана Степана Даниловича Ефремова. В 1843 г. в земле Войска Донского числились 194 приходских храма, из них 94 каменных, а также две кладбищенские и четыре монастырские церкви. В епархии служили 15 протоиереев, 329 священников. В 1836 г. в крае начало действовать «Положение об управлении войском Донским», которое в том числе определило «отношение войскового начальства к духовной части», разъяснённое в параграфах о духовенстве в Войске Донском, об имуществе войсковых церквей, о духовных училищах. «Положение...» зафиксировало безусловное подчинение духовенства местному архиерею. Войсковые власти потеряли право вмешиваться в поставление священнослужителей, а прихожане – право избирать клириков. Было сохранено разделение духовенства по происхождению на казачье и иногороднее. Дети духовенства казачьего происхождения считались принадлежащими к войску Донскому. Сыновья духовных лиц должны были учиться в духовных учебных заведениях, на время учёбы они считались временно свободными от «станичных и земских повинностей и службы по войску». Судьба этих юношей зависела от результатов учения: успешно окончившие духовную семинарию назначались на приходы и переходили в духовное сословие, прочие подпадали под действие законов о казачестве. Хотя «Положение...» упразднило избрание духовенства, клирик при переходе в другой приход или при посвящении в сан должен был предъявить архиерею «одобрение» станичного общества или помещика. Различие сохранилось и в имущественном статусе клириков. На клириков из казаков по-прежнему распространялось общинное станичное право в пользовании пахотной землёй, рыбными ловлями и др. Вдовы и сироты донского духовенства приравнивались к членам семей казаков и чиновников, поэтому были обеспечены лучше, чем вдовы и сироты иногороднего по происхождению духовенства, они также могли рассчитывать на пособие из войскового приказа общественного призрения. В «Положении...» были записаны оклады жалованья духовенства станиц и хуторов: оклад священника составлял 60 руб. в год, дьякона – 30 руб., дьячка и пономаря – по 30 руб. в год, также назначалось хлебное жалованье. Казачье духовенство должно было получать жалованье от войска, иногороднее – из государственной казны. Однако на практике ни казачьи, ни иногородние священно- и церковнослужители не получали жалованья, за исключением причта кафедрального собора и некоторых причтов в станицах со значительным населением. Хотя духовная консистория неоднократно обращалась к войсковому правительству с требованием исполнять закон, вопрос не был решён до 1870 гг. Похожая ситуация сложилась и в вопросе о наделении духовенства земельными угодьями, поскольку к середине 1830 гг., несмотря на значительные пустовавшие территории, многие станицы испытывали недостаток в обрабатываемых землях.\

 



 
PR-CY.ru