ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 2

Внутренние усобицы, которые привели Золотую Орду к распаду, вынудили Сарского епископа Вассиана в 1454 г. перенести резиденцию из Сарая в Москву, следствием чего стала утрата связи донской паствы с архиереями. В летописях, но особенно в дипломатической переписке Русского государства с Ногайской Ордой, Крымским ханством и Турцией в XV–XVI вв., указывается на пёстрый социальный и этнический состав населения этих земель, сношения с которым московские власти осуществляли преимущественно через Посольский приказ. По мнению исследователей, со второй половины XV в. донские земли, войдя в церковном отношении в Патриаршую область, управлялись патриархом, однако связь их с церковным центром, даже в конце XVII – начале XVIII вв., была чрезвычайно слабой, что сформировало особенности церковной жизни на Дону, о которых известно с XVII в. В крае отсутствовали какие-либо органы епархиального управления, не собиралась и не выплачивалась церковная дань, и не практиковались наказания за нарушение канонов, священнослужителями зачастую являлись беглые и запрещённые в служении клирики. Определяющую роль в поставлении клириков играли войсковые и станичные атаманы вместе с кругом. Именно они, приезжая в Москву с посольскими поручениями от всего войска Донского, ходатайствовали о поставлении выбранных кандидатов, о предоставлении не только жалованья и военных припасов, но и богослужебных книг, икон, запасных Святых Даров, утвари, колоколов, ладана (часто казаки использовали пребывание в Великороссии для поездок на богомолье, преимущественно в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь). Со второй половины XVII в. донские земли стали прибежищем для недовольных богослужебными реформами, с 1680 гг. по рекам Медведица, Хопёр, Чир было основано множество старообрядческих скитов. Дон являлся очагом нестабильности, что в полной мере проявилось в период бунтов под руководством Степана Разина в 1670–1671 гг. и Кондратия Булавина в 1707–1708 гг., выдвигавших наряду с социальными требованиями лозунги защиты «старой веры». В 1696 г., после взятия русскими войсками Азова, в нём был основан азовский во имя Иоанна Предтечи мужской монастырь, настоятелю которого архимандриту Иоасафу в 1700 г. был поручен царём надзор за духовенством в Азове и в казачьих поселениях по Дону. В 1700 г. указом Петра I предписывалось учредить Азовскую митрополию и подчинить ей «все донские городки со всем казацким населением». В 1712 г., после неудачного Прутского похода (1711 г.), Азов был возвращён Османской империи. В 1718–1720 гг. указами царя Петра I поселения по рекам Дон, Донец, Хопёр, Бузулук, Медведица, Айдар, в том числе Бахмутская и Хопёрская крепости («которые были ведомы в Патриаршей епархии»), были присоединены к Воронежской епархии. Указом от 12 июня царь, желая устранить от церковных дел войсковой круг, не признававший ни епископов, ни каких-либо других духовных «начальствующих лиц», повелел Иностранной коллегии, в ведении которой в то время состояло Войско Донское (в 1721 г. оно перешло в ведение Военной коллегии), обеспечить подчинение Дона Воронежским архиереям.

 



 
PR-CY.ru