«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ»

«ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» – законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус церкви в России в синодальный период вплоть до 1917 г. Утверждён царём Петром I, введён в действие манифестом от 25 января 1721 г., которым учреждалась Духовная коллегия как высший орган церковной власти и одновременно государственное ведомство, с момента открытия 14 февраля – Святейший Правительствующий Синод. «Духовный регламент» определял структуру и функции Святейшего Правительствующего Синода и устанавливал систему государственного контроля над деятельностью церкви. Первая публикация «Духовного регламента» последовала 16 сентября 1721 г. Его значение вышло за рамки инструкции для одной из петровских коллегий. Основой «Духовного регламента» была составленная Псковским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая...» (1718–1720 гг.). Она была отредактирована и дополнена царём. В феврале 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в Санкт-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи других архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель патриаршего престола Рязанский митрополит Стефан (Яворский), который ссылался на неясность отдельных положений «Духовного регламента». Пётр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III (1716–1726, 1732–1733 гг.) с просьбой, чтобы он, посовещавшись с другими патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст «Духовного регламента» не был выслан в Константинополь. В 1723 г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были получены и от других патриархов. Создание «Духовного регламента» вытекало из общего направления церковной политики Петра I, которую он формулировал как «исправление духовного чина». Она заключалась в ликвидации патриаршей системы управления церковью, устранении возможности оппонирования царю со стороны церкви, результатом чего явилось снижение влияния церкви на общество. Идейным источником «Духовного регламента» послужили протестантские теории о верховенстве светской власти в духовных делах. На их основе архиепископ Феофан выработал обоснование прав российского царя как верховного блюстителя «правоверия и всякого в Церкви святой благочиния», имеющего власть над церковью, подобно германским протестантским князьям, распространявшим свою светскую и одновременно духовную власть на принадлежащие им территории. Кроме того, архиепископ Феофан исходил из положений популярной тогда в Западной Европе теории «естественного права», правовых концепций «полицейского государства», которые не оставляли церкви и вере самостоятельного места в обществе. Церковь рассматривалась как один из инструментов достижения «общего блага», как элемент государственной системы воспитания, образования подданных и контроля над ними.

 



 
PR-CY.ru