ДЮРЕР Альбрехт - Страница 7

Последние годы жизни А. Дюрер посвятил теоретическому труду: ему принадлежат трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» («Руководство для художника», 1525 г.), включающий геометрию для художников, дополненную размышлениями о перспективе, «Четыре книги о пропорциях человека» (издана с посвящением В. Пиркгеймеру 31 октября 1528 г.), «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей» (1527 г.). Итальянский живописец и теоретик искусства Джованни Паоло Ломаццо (1538–1600 гг.) утверждал, что сведения о перспективе А. Дюрер заимствовал из трудов живописца Винченцо Фоппа и живописца и архитектора Брамантино (Бартоломео Суарди), однако их сочинения исследователям неизвестны. В 1961 г. в Германском национальном музее в Нюрнберге проходила выставка «Meister um Albrecht Dürer» («Художники вокруг Альбрехта Дюрера»), на которой были представлены работы учеников А. Дюрера, в частности, его сына Ханса Дюрера, Ханса Зебальда Бехама, Ханса зюса фон Кульмбаха, братьев Ханса Себальда и Бартеля Бехамов, Георга Пенца (ни один не стал продолжателем А. Дюрера). Мотивы произведений А. Дюрера фрагментарно использовали в пейзажных гравюрах Кристофано Робетта и Джулио Кампаньола, гравюры целиком повторяются у Маркантонио Раймонди и Антонио Венециано, отдельные композиционные мотивы присутствуют у Караваджо, Джулио Чезаре Ванини, Орацио Джентилески, Д. Гунеги, Агостино, Аннибале и Лодовико Карраччи, Бернардо Строцци, Николо Торниоли, Карло Маратта и др. Интерес к творчеству А. Дюрера возрос в 1570–1630 гг., в период так называемого дюреровского ренессанса, связанного с увлечением его живописью императора Рудольфа II Габсбургского. В эпоху немецкого романтизма (1870–1945 гг.) имя А. Дюрера, ставшее символом немецкого духа и гения, было окружено мифологией националистического толка. Гравюрные листы А. Дюрера из серии «Апокалипсис», отличающиеся подробностью в следовании тексту Откровения Иоанна Богослова, через версии его гравюр или через гравюры Библии Пискатора, восходящие к разработанным им схемам, были известны и адаптированы (особенно изображение всадников из «Апокалипсиса») на Руси в XVII в., в период широкого притока западноевропейских гравюр (росписи придела апостола Иоанна Богослова в церкви Святой Троицы в Никитниках в Москве (1628–1653 гг.); на западной стене собора Никитского монастыря в Переславле-Залесском (1662–1668 гг.); западной галереи церкви Воскресения Христова в Ростове (после 1670 г.); паперти собора Знаменского монастыря в Великом Новгороде (1688 г.) и др.). Лютеранская церковь празднует память А. Дюрера вместе с памятью Лукаса Кранаха Старшего и В. Грюневальда 6 апреля. Дом А. Дюрера в Нюрнберге стал его музеем.



 
PR-CY.ru