ДЮРЕР Альбрехт - Страница 6

Он выполнил рисунки на полях «Молитвенника» императора Максимилиана (Баварская государственная библиотека, Мюнхен; собрание бывшей Городской библиотеки, Безансон), во время рейхстага в Аугсбурге нарисовал императора Максимилиана с натуры (1519 г., Музей истории искусств, Вена), создал «Портрет Бернхарда фон Реесена» (1521 г., Картинная галерея, Дрезден). В июле 1520 г. А. Дюрер отправился на коронацию Карла V, надеясь получить пенсион, отменённый со смертью Максимилиана I в 1519 г. Во время путешествия по Рейну («Дневник путешествия в Нидерланды», 1520–1521 гг.), посещения Кёльна, Антверпена, Неймегена, Хертогенбоса, Брюсселя, Брюгге, Гента, провинция Зеландия встречался с нидерландскими мастерами Квентином Массейсом, Йосом ван Клеве, Лукой Лейденским и др., портретировал Эразма Роттердамского (уголь на бумаге, 1520 г., Лувр, Париж), делал рисунки, дополняя немецкую традицию (рисунок пером, слегка подсвеченный акварелью) живописной техникой итальянцев (рисунок кистью с применением белил на тонированной бумаге) и распространённой в Нидерландах техникой серебряного карандаша. В «Дневнике...» есть свидетельства его интереса к идеям Реформации: в мае 1521 г. он писал о Мартине Лютере как о «святом человеке», обличавшем «нехристей пап» и осудившем порядки, при которых «у нас грабят плоды нашей крови и нашего пота, так бессовестно пожираемые бездельниками», и обращался с призывом к Эразму Роттердамскому поднять голос в защиту правого дела. Среди последних немногочисленных работ мастера – портреты нюрнбергских советников Якоба Муффеля и Иеронима Хольцшуэра, близкого друга А. Дюрера (оба – 1526 г., Государственные музеи Берлина), Иоганна Клебергера (1526 г., Музей истории искусств, Вена), «Мадонна с грушей» (1526 г., Галерея Уффици, Флоренция). Также выполнил несколько портретов в технике резцовой гравюры на меди (портреты В. Пиркгеймера, 1524 г.; Фридриха Мудрого («Великий кардинал»; 1524 г.), Филиппа Меланхтона, около 1525 г.; Эразма Роттердамского, 1526 г.). Последний живописный шедевр А. Дюрера «Четыре апостола (Иоанн, Пётр, Павел, Марк)» (Старая пинакотека, Мюнхен) был предназначен в дар Городскому совету Нюрнберга. Нюрнбергский каллиграф Иоганн Нойдёрфер, выполнявший по просьбе А. Дюрера надписи на картине, утверждал, что художник изобразил в этом произведении четыре человеческих темперамента. Интеллектуальное напряжение аскетических образов, отражающее мучительный поиск ответа на некий вопрос, свидетельствует о переломе в мировоззрении А. Дюрера, о его духовных исканиях, вызванных знакомством с М. Лютером и идеями Реформации. В нижней части картины помещён текст из Евангелия, предостерегающий правителей от принятия «за божественное слово человеческих заблуждений», что свидетельствует о его осведомлённости в делах церковной жизни Германии (несколько его учеников были изгнаны из города за свои взгляды).

 



 
PR-CY.ru