ДЮРЕР Альбрехт - Страница 2

В Нюрнберге покровитель А. Дюрера курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет (1496 г., Государственные музеи Берлина) и два живописных алтаря для дворца в Виттенберге: «Жизнь Богоматери» (сохранилась левая створка с «Семью страстями Богоматери», около 1496/1497 г., центральная панель – Старая пинакотека, Мюнхен, боковые панели – Картинная галерея, Дрезден) и «Богоматерь с Младенцем и святыми Антонием Великим и Себастьяном» (1496 г., Картинная галерея, Дрезден). Исследователи полагают, что в это время А. Дюрер познакомился с итальянской гравюрой, копировал работы итальянских мастеров (рисунки с «Битвы морских богов» Андреа Мантеньи, 1494 г., Альбертина, Вена, и с гравюры «Смерть Орфея», 1494 г., Кунстхалле, Гамбург). Осенью 1494 г. А. Дюрер отправился через Аугсбург, Инсбрук и Тренто в Венецию. Выполненные во время путешествия акварельные виды городов и картины природы, сочетающие «одухотворённость с топографической точностью», были первыми в западноевропейском искусстве образцами пейзажа, лишёнными символического подтекста и не являющимися фоном для сцены или сюжета. А. Дюрер использовал их как материал для других работ (гравюра «Немезида», 1502 г.). Исследователи подчёркивают, что мастер внимателен к миру природы: скрупулезно воспроизводил прожилки листьев, тонкие веточки, шерсть животных («Заяц», 1502 г., акварель и гуашь; «Кусок дерна», 1503 г., Альбертина, Вена; «Цветок ириса», около 1503 г., Художественная галерея, Бремен). В Венеции познакомился с Джованни и Джентиле Беллини, гравёром Якопо деи Барбари, нюрнбергским гуманистом Виллибальдом Пиркгеймером. Исследователи не исключают, что художник посетил и Павию. В его живописи появились мотивы итальянского искусства: фигуры турок и мавра с картины Джентиле Беллини «Процессия с реликвиями Честного Креста на Пьяцца ди Сан-Марко», обнажённая натура с гравюр А. Мантеньи, Антонио дель Поллайоло, с рисунков Лоренцо ди Креди. Влияние искусства Джованни Беллини заметно в «Богоматери с Младенцем у арочного проёма» (около 1495 г., Фонд Маньяни-Рокка, Мамьяно-ди-Траверсетоло, близ Пармы) и в «Блаженном Иерониме в пустыне» (1496 г., Галерея Уффици, Флоренция, раньше приписывалась Джоанни Франческо Карото). Ясным настроением, гармоническими сочетаниями форм и цветов отличаются «Рождество» («Алтарь Паумгартнеров») с маленькими фигурками донаторов и святыми Георгием и Евстафием на боковых створках (около 1503 г., Старая пинакотека, Мюнхен), алтарь «Поклонение волхвов» (так называемый Алтарь Иова; 1504 – около 1505 гг., Галерея Уффици, Флоренция; боковые створки – Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне; Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн; Старая пинакотека, Мюнхен), «Геллеровская Мадонна» (около 1498 г., Национальная галерея, Вашингтон), по композиции и колориту близкие к образам Мадонны кисти Джованни Беллини. Традиции северного искусства проявляются в скрупулёзности рисунка, декоративности форм и линий.

 



 
PR-CY.ru