ДЮРЕР Альбрехт

ДЮРЕР Альбрехт (1471–1528 гг.) – немецкий живописец, гравёр, теоретик живописи. Согласно автобиографической «Семейной хронике», его предки происходили из крестьян, дед и отец были золотых дел мастерами в селении Айтош, близ Дьюлы (современная Венгрия; нем. Thürer – дверной; дверь изображена на родовом гербе А. Дюрера). В 1455 г., после обучения в Нидерландах, отец А. Дюрера поступил подмастерьем к нюрнбергскому мастеру Иерониму Хольперу. Женитьба (1467 г.) на его дочери Барбаре позволила отцу А. Дюрера стать членом городского цеха. В 1481–1482 гг. А. Дюрер учился в латинской школе при церкви Санкт-Лоренц в Нюрнберге, в 1483–1486 гг. работал в мастерской отца. В этот период был выполнен первый из его известных рисунков – автопортрет серебряным штифтом, позднее подписанный А. Дюрером: «Когда я был ребёнком» (1484 г., Альбертина, Вена). 30 ноября 1486 г. его отдали в учение к известному в городе живописцу Михаэлю Вольгемуту, и вместе с членами его мастерской он иллюстрировал «Всемирную хронику» Иоганн Готфрида Шеделя (1809 г. гравюр на дереве; издано в 1493 г.). В мастерской А. Дюрер проработал три года. В 1490 г. написал парные портреты отца (Галерея Уффици, Флоренция) и матери (Германский национальный музей, Нюрнберг), на оборотах сделаны изображения скреплённых гербов семей Дюрер и Хольпер. 11 апреля 1490 г. отправился на четыре года в путешествие, которое обычно совершали подмастерья для профессионального совершенствования. Как полагают исследователи, первые полтора года он провёл в Нёрдлингене, Аугсбурге, Ульме. В Кольмаре надеялся познакомиться с мастером резцовой гравюры Мартином Шонгауэром, но, не застав его в живых, несколько месяцев изучал его гравюры, картины и рисунки, хранившиеся у братьев мастера. В конце 1491 г. в Базеле А. Дюрер получил заказ на оформление титульного листа к изданию «Писем блаженного Иеронима» (опубликовано в 1492 г.), иллюстрировал сборник новелл де ла Тур Ландри «Турнский рыцарь» (1493 г.) и «Корабль дураков» Себастьяна Бранта (1494 г.), подготовил для резчика часть досок с иллюстрациями к комедиям Теренция (не были вырезаны). В эти годы была написана картина «Муж Скорби» (Кунстхалле, Карлсруэ), стилистически близкая к позднеготической немецкой живописи. На её золотом фоне выгравированы чертополох и маленькая сова, атакуемая птицами. Исследователи считают, что изображение символизирует искупление человеческих грехов страданиями и смертью Христа. В это же время А. Дюрер выполнил карандашный автопортрет (1491–1492 гг., Университетская библиотека, Эрланген) и «Автопортрет в возрасте 22 лет с цветком крестоцвета в руках» (1493 г., Лувр, Париж). Последний написан в Страсбурге для отправки Агнес Фрей – невесте, сосватанной художнику его отцом, её приданое позволило А. Дюреру открыть собственную мастерскую. Иоганн Вольфганг Гёте, видевший копию картины, предположил, что художник держит цветок синеголовника (нем. Mannertreu – верность мужчины).

 



 
PR-CY.ru