«ДОСТОЙНО ЕСТЬ» - Страница 2

Песнопение, начинающееся со слов «Достойно есть…»,  открывает ряд троичнов (приписываемых Григорию Синаиту), исполняемых после канона на воскресной полунощнице согласно Иерусалимскому уставу; эти троичны сопоставимы с припевами-мегалинариями, исполняемыми после молебного канона. И в малом, и в великом молебных канонах Божьей Матери эти припевы начинаются с «Достойно есть». В богослужении «Достойно есть» употребляется весьма широко – его могут петь в конце девятой песни канона утрени, повечерия и молебна; «Достойно есть» или заменяющий его текст входит в Божественную литургию – в один из разделов анафоры; согласно чину о панагии, оно заключает обеденную трапезу; наконец, оно предваряет отпуст в чине изобразительных (в будние дни Великого поста, когда не совершается литургия преждеосвящённых Даров, «Достойно есть» поётся на вечерне, объединяемой с изобразительными) и нередко звучит при чтении различных келейных правил. В конце девятой песни канона утрени ««Достойно есть» появляется в Иерусалимском уставе и соответствующих ему богослужебных книгах (в древнейших сохранившихся рукописях этого устава XII в. предписаний относительно «Достойно есть» не содержится). В более ранних уставах студийской традиции указание о пении «Достойно есть» после девятой песни канона отсутствует, также как и указание о пении «Величит душа Моя Господа» в начале девятой песни. Поскольку песнь «Величит душа Моя Господа» и «Достойно есть» объединяют общий припев (ирмос «Честнейшую херувим»), место в чине утрени (девятая песнь канона), время появления в службе (около XII – XIII вв.) и использование одного гласа (по некоторым уставам эти песнопения поются на шестой глас), исследователи с большой долей вероятности утверждают, что «Величит душа Моя Господа» и «Достойно есть» были включены в чинопоследование утрени одновременно. Исследователи считают возможным существование связи между практикой, отмеченной в Мессинском Типиконе 1131 г., принадлежащем к западной ветви студийской традиции, петь в конце девятой песни канона (утрени, повечерия) «семь обычных ирмосов Божией Матери» и введением «Величит душа Моя Господа» и «Достойно есть» в чин утрени. Шесть стихов «Величит душа Моя Господа» вместе с величанием «Достойно есть» образуют семь стихов, а в некоторых рукописях (например, славянских) сохранился цикл из различных припевов к «Величит душа Моя Господа», каждый из которых начинается со слов «Честнейшую херувим» и заканчивается словами «Тя величаем». Исследователи полагают, что эти припевы написаны по подобию ирмоса «Честнейшую херувим», используемого как припев к величанию «Достойно есть». В современной греческой и русской богослужебной практике «Достойно есть» поётся на утрене только вне пред- и попразднств и лишь в тех случаях, когда канон утрени не имеет катавасии по каждой песни (впрочем, в изложении службы Троицкой родительской субботы в современных изданиях Цветной Триоди на каноне утрени указаны и катавасия, и «Достойно есть»); то же происходит и в современной греческой практике. Однако, в соборно-приходском Типиконе Георгия Виолакиса в изложении чина праздничной и воскресной утрени и в описании чина вседневной утрени о пении «Достойно есть» нет указаний, но говорится о нём только в главе о великопостной утрене.

 



 
PR-CY.ru