ДОНАТИЗМ - Страница 4

В то время как внутренние раздоры подрывали донатистов, каноническая церковь приобрела сильных защитников в лице Оптата Милевийского (315–386 гг.) и Гиппонского епископа Августина Блаженного (354–430 гг.), который отстаивал объективное значение церкви и независимость действия благодати от святости служителя. Его труды и деятельность сыграли решающую роль в победе над донатизмом. Августин Блаженный утверждает, что донатистские епископы были направлены не только в Рим, но и в Испанию. Сохранились имена нескольких из этих епископов – Викторин, Бонифаций, Евколпий, Макробий, Луциан, Клавдиан, Феликс. Клавдиан был провозглашён донатистами епископом Римским в противовес епископу Дамасу (366–384 гг.) и пробыл в Риме до 378 г. После Римского собора 386 г. все оставшиеся донатисты присоединились к канонической церкви. Исследователи полагают, что, с донатизмом была связана секта присциллиан в Испании. Известно о контактах донатистов с восточными епископами. В частности, их представители были отправлены на Сардикийский собор (343 г.). В 397–398 гг. ряд лидеров донатистов поддержали восстание Гильдона, вождя берберского племени кабилов, что сделало их положение более уязвимым перед императорской властью. Епископ канонической церкви Карфагена Аврелий занялся укреплением церковной дисциплины и инициировал ежегодное проведение Соборов. Летом 403 г. было организовано совещание с донатистами по вопросу о том, кто вправе использовать наименование «Кафолическая Церковь». В 405 г. против них начали действовать антиеретические законы. Император Гонорий (395–403 гг.) признал правоту учения канонической церкви и потребовал от донатистов, чтобы они подчинились решению Соборов. Эдиктами запрещались их собрания, собственность членов донатистских общин конфисковывалась. В каноническую церковь стали переходить представители североафриканской элиты. В мае 411 г. в Карфагене в присутствии императорского представителя нотария Марцеллина было проведено ещё одно совещание, причём на стороне донатистов было 284 епископа (лишь чуть меньше, чем сторонников канонической церкви). Победили сторонники канонической церкви, а донатизм был вновь запрещён, хотя преодолеть раскол не удалось. В 414 г. 30 епископов-донатистов смогли провести Собор в Цирте, члены донатистских общин постепенно стали переходить в каноническую церковь. В 429 г. Северная Африка была завоёвана вандалами. Начиная с этого момента, история взаимоотношений донатистов с канонической церковью исследователям неясна. Они полагают, что, скорее всего, этот конфликт отошёл на второй план ввиду того, что новые власти придерживались арианства. Последняя датированная надпись донатистов найдена в городе Ала Милиария (Мавритания). В ней говорится об освящении храма во имя донатистского мученика между 434 и 439 гг. Ряд надписей, возможно, связанных с донатизмом, относятся к византийской эпохе. Некоторое возрождение донатизма произошло в понтификат Григория I Великого (590–604 гг.). После арабского завоевания Северной Африки движение донатизма прекратило существование. Донатисты считали себя наследниками церкви эпохи гонений. Их экклезиология основывалась на трудах Тертуллиана и Киприана Карфагенского («вне Церкви нет спасения»). Церковь представлялась им как «праведный остаток» – «Церковь святых».

 



 
PR-CY.ru