ДОНАТИЗМ

ДОНАТИЗМ – христианское религиозно-политическое движение в Римской Северной Африки в IV–VII вв. Названо по имени лидера – Доната из Casae Nigrae (Нумидия; около 270 – 355 гг.), впоследствии епископа Карфагенского, главы Североафриканской церкви. Церковная историография трактует донатизм как ригористическое, раскольническое (схизматическое) течение. Его истоки восходят к периоду гонений на христиан в Римской империи в 303–305 гг., которое вызвало стремление к мученичеству среди христиан Африки. Идеологические истоки ведут к III в.: движение новатиан, учения и деятельности римского пресвитера Новациана, карфагенского пресвитера Новата, карфагенского епископа Киприана, других деятелей и течений ранней церкви, осуждавших отступничество христиан. Предпосылкой движения донатизма выступали: преследования христиан во время правления римского императора Диоклетиана (284–305 гг.); усиление авторитета мучеников среди христиан; деятельность ряда священнослужителей, сотрудничавших с языческой властью; сепаратизм разнородной в этноконфессиональном отношении Северной Африки; социальные противоречия. Основанием движения послужили гонения, которые сопровождались массовым мученичеством и исповедничеством, мученики пользовались особым почтением, целые толпы христиан посещали заключённых. Это усиливало гонения, из-за чего многие благоразумные епископы старались успокоить умы. Ряд клириков, включая епископов, повиновались императорскому указу и выдали книги Священного Писания языческим властям (отсюда их наименование – traditores). Многие сочли такое поведение предательством, а большая группа христиан, находившихся в тюрьме в Карфагене, отказалась от евхаристического общения с ними. Поводом к углублению раскола послужил конфликт вокруг выборов епископа Карфагена в 307/308 или в 311/312 г., когда на кафедру вместо умершего Мензурия был избран архидиакон Цецилиан, имевший, как и его предшественник, много противников в лице простых христиан и иерархов африканской церкви из-за пособничества языческим властям, негативного отношения к мученикам, других причин (его, в частности, обвиняли в том, что в период гонений он запрещал приносить пищу заключённым исповедникам). Исследователи полагают, что выборы были проведены с нарушениями: на хиротонии отсутствовал примас Нумидии, имевший привилегию посвящать Карфагенских епископов, а один из рукополагавших епископов, Феликс, был из числа traditores. В итоге Собор 70 епископов, возглавляемый епископом Нумидийским Секундом, низложил Цецилиана, признав его рукоположение недействительным, т.к. хиротония была совершена Феликсом из Ангунга – одним из отступников-традиторов. На его место был избран чтец Майорин. Однако Цецилиан воспротивился решению. Диакон Мензурия Цецилиан по его поручению силой разгонял толпы христиан на тюремных дворах, что возбудило среди христиан неудовольствие, которым воспользовались его противники, когда он был избран Карфагенским епископом. Осенью 312 г. в Северную Африку приехал император Константин I Великий (323–337 гг.), который, как полагают исследователи, по совету епископа Осии Кордубского поддержал Цецилиана, обещая освободить его сторонников от налогов, а его оппонентам угрожал наказанием.

 



 
PR-CY.ru